Духовное соревнование
[…] В это время [на Кумбха-Мелу] со всех сторон света пришли величайшие риши специально, чтобы выразить признательность друг другу. Такова природа великой души. Не великие души соперничают друг с другом, великие – признательны друг другу. Но иногда и великие души вступают в соревнование, но в этом соревновании они друг другу благодарны. Трансцендентное соревнование означает: «Я постараюсь сделать больше, чем ты, но только для того, чтобы вдохновить тебя сделать больше, чем я, и я знаю, что ты делаешь больше, чем я, только для того, чтобы вдохновить меня cделать еще больше. И ты знаешь, что я пытаюсь вдохновить тебя, делая больше, чтобы ты делал больше». И делаем мы больше или меньше, мы признательны друг другу за наши искренние усилия. И даже если вы делаете больше всех, вы сами никогда так не считаете, потому что на самом деле «я – падший, я – низкий, я просто получил милость от тех, кого превзошел, это они уполномочили меня, это по милости гуру, Кришны и всех вайшнавов». […]
Прославление вайшнавов
Величайшее прославление Господа – это прославление Его преданных, потому что это больше всего удовлетворяет Его. Когда мы с любовью прославляем Господа, Кришна принимает не прославление, а любовь, потому что некоторые люди декламируют все благоприятные ведические молитвы, слова которых прославляют Господа, но при этом имеют корыстный мотив, и это не удовлетворяет Господа.
Рагхунатх дас Госвами говорит, что Кришна испытывает наслаждение, когда бриджабаси ругают Его жеcтокими словами, а не когда брахманы воспевают ведические гимны, потому что бриджабаси делают это c чистой любовью, а Кришна – бхава-грахи, - Он принимает любовь, с которой делают подношение, чем бы это ни было.
Нарада Муни любит возносить славу вайшнавам, потому что это – лучший способ удовлетворить Господа. И если вы на самом деле наслаждаетесь этим, это удовлетворяет Господа больше всего. Если вы прославляете преданного, это определенно лучше, чем если вы его оскорбляете. Но в той степени, в которой вы наслаждаетесь, делая это, в той степени, в которой вы на самом деле благодарны и признательны, и по-настоящему счастливы видеть хорошие качества преданного, в той степени Кришна щедро благословит вас. Это принцип. Если вы делаете все от вас зависящее, но из-за кармы или каких-то ограничений не можете многое делать, но при этом вы стараетесь, то это не проблема, делайте все, что можете. Но если вы ощущаете радость и удовольствие, смотря на тех, кто совершает великие дела, Кришна будет очень счастлив, что вы счастливы. Это проявление любви. Он будет так вам благодарен за то, что вы наслаждаетесь поступками и качествами других преданных, что Он, может быть, прольет больше милости на вас, чем если бы вы делали это сами. Человек, который делает что-либо из зависти к другому, совершит меньший духовный прогресс, чем тот, кто не делает этого, но испытывает благодарность к нему, за то, что он делает. Есть ли в этом смысл? Вообще-то, нет, но бхакти выше всякого смысла. Бхакти означает милость.
Трансцендентная зависть
Санатана Госвами говорит, что Уддхава завидовал этим великим душам [гопи]. Сколькие из вас испытывали зависть? Спасибо. Я не хочу разбивать вам сердце, потому что после того, как я сказал, что Уддхава завидовал, я наблюдал, в каком блаженстве вы поднимали руки, но зависть Уддхавы была трансцендентной. В чем разница между трансцендентной завистью и нашей? Трансцендентная зависть – это шудха-саттва, а наша зависть смешана с гунами страсти и невежества. […]
Когда вы кому-то завидуете – кто-то делает что-то лучше вас или обретает почет, который вы хотели бы иметь, есть столько причин, чтобы завидовать. Что бы мы ни делали, мы можем завидовать при этом. Мы можем проповедовать о том, что мы не должны завидовать, но если кто-то проповедует о том, что мы не должны завидовать, лучше нас, мы начинаем завидовать… Такого рода зависть иногда заставляет нас ненавидеть человека, делает нас несчастными, иногда – депрессивными, иногда – обозленными, но зависть на уровне саттвы такова – вы желаете быть таким, но вы видите кого-то, кто превосходит вас, и вместо того, чтобы чувствовать ненависть к этому человеку, вы ощущаете любовь к нему, потому что он делает такие чудесные вещи для Бога… «Я хотел бы так, но не могу, но я счастлив, я испытываю блаженство от того, что делает он». Это приносит вам радость, это пробуждает в вас любовь к нему, это углубляет вашу привязанность к Кришне. Это – трансцендентная зависть, и такая зависть присутствует в духовном мире. Она делает отношения более близкими, увеличивает вашу благодарность и признательность и углубляет вашу привязанность к Кришне. […]
Когда вы кому-то завидуете – кто-то делает что-то лучше вас или обретает почет, который вы хотели бы иметь, есть столько причин, чтобы завидовать. Что бы мы ни делали, мы можем завидовать при этом. Мы можем проповедовать о том, что мы не должны завидовать, но если кто-то проповедует о том, что мы не должны завидовать, лучше нас, мы начинаем завидовать… Такого рода зависть иногда заставляет нас ненавидеть человека, делает нас несчастными, иногда – депрессивными, иногда – обозленными, но зависть на уровне саттвы такова – вы желаете быть таким, но вы видите кого-то, кто превосходит вас, и вместо того, чтобы чувствовать ненависть к этому человеку, вы ощущаете любовь к нему, потому что он делает такие чудесные вещи для Бога… «Я хотел бы так, но не могу, но я счастлив, я испытываю блаженство от того, что делает он». Это приносит вам радость, это пробуждает в вас любовь к нему, это углубляет вашу привязанность к Кришне. Это – трансцендентная зависть, и такая зависть присутствует в духовном мире. Она делает отношения более близкими, увеличивает вашу благодарность и признательность и углубляет вашу привязанность к Кришне. […]
Окружающий мир – это зеркало вашего сознания
Природа ума – думать, что остальные люди такие же, как мы. Завистливый человек будет видеть всех действующих также из зависти. Мир – это зеркало нашего собственного сознания. Человек с вожделением во всех замечает вожделение. С какой бы мотивацией вы ни действовали, вы переносите ее на других живых существ, а святой человек во всех видит только хорошее. Чистое сердце в других видит чистоту. […] (2007-10-14)