Шримад Бхагаватам 8.4.2-3-4. Глава “Гаджендра возвращается в духовный мир.”
недур дундубхайо дивйа
гандхарва нанритур джагух
ришайаш чаранах сиддхас
туштувух пурушоттамам
йо 'сау грахах са ваи садйах
парамашчарйа-рупа-дхрик
мукто девала-шапена
хухур гандхарва-саттамах
пранамйа ширасадхишам
уттама-шлокам авйайам
агайата йашо-дхама
киртанйа-гуна-сат-катхам
Жители райских планет били в литавры, гандхарвы танцевали и пели, а великие мудрецы вместе с обитателями чараналоки и Сиддхалоки возносили молитвы Верховной Личности Бога, Пурушоттаме. Некогда из-за проклятия, посланного Девалой Муни, царь Хуху, лучший из гандхарвов, превратился в крокодила. Теперь, когда его спас Сам Господь, Верховная Личность, он вновь обрел необычайно прекрасный облик гандхарва. Понимая, по чьей милости это произошло, он почтительно склонился перед Господом и вознес Ему молитвы, в которых восславил Его как изначальную Верховную Личность, прославляемую в самых лучших стихах.
КОММЕНТАРИЙ Шрилы Прабхупады: О том, как гандхарв превратился в крокодила, будет рассказано позже. Проклятие, из-за которого он оказался в таком положении, на деле обернулось благословением. Не следует возмущаться, когда святой проклинает кого-то, ибо такое проклятие всегда несет в себе благословение. Гандхарв обладал складом ума, свойственным обитателю рая, и ему потребовалось бы много миллионов лет, чтобы получить возможность лицезреть Верховного Господа. Но, поскольку его проклял Девала Риши, он превратился в крокодила, и после всего одной жизни ему посчастливилось встретиться с Верховной Личностью Бога лицом к лицу, что позволило ему в конце концов перенестись в духовный мир и стать там одним из приближенных Господа. Точно так же и Гаджендра обрел спасение, когда Верховный Господь снял с него проклятие, наложенное Агастьей Муни.
ЛЕКЦИЯ.
Неудачи потенциально могут быть наилучшими возможностями
На что здесь Шукадева Госвами и наши ачарьи обращают внимание, - как неудачи, даже самые непростые, имеют потенциал быть величайшими возможностями в нашей жизни. Природа материального существования, даже когда мы ступаем на духовный путь, такова, что мы обусловлены позицией “все должно происходить по-моему.” Материальное существование – это сознание, в котором я – контролирующий, наслаждающийся и обладатель всего. Мы привыкли ожидать, что все будет происходить "по-моему", и если нет, то, в зависимости от нашей природы, мы можем стать злыми или мстительными, мы можем вступить в борьбу или сдать свои позиции, мы можем впасть в депрессию, совершить самоубийство, - это разные способы того, как обусловленная душа преодолевает эмоциональный кризис “все идет не по-моему.” Когда мы приходим к духовной жизни, у нас все еще присутствует такая обусловленность, потому что то, что мы встали на путь бхакти, не означает, что мы уже чисты.
Процесс очищения может быть болезненным в начале
Когда мы идем в больницу, как только вы заходите за дверь, это не означает, что вы освободились от болезни. Обычно, как только вы туда приходите, вы ощущаете больше боли, чем до этого. […] Когда вы приходите туда как пациент, вы можете ждать, что сначала будет хуже, но потом придет улучшение. Это процесс излечения. Так же и в духовной жизни – вы приходите в больницу сердца, и сначала будет много трудностей, с которыми нам бы не пришлось иметь дело, если бы мы оставались в состоянии болезни, даже не пытаясь ее преодолеть.
Смысл бхакти не в том, чтобы получать, а в том, чтобы искать прибежище
Одна из наших болезней – в том, что мы приходим в духовную жизнь, ожидая, что все будет происходить "по-моему". Мы применяем это и к духовной жизни – “я служу Кришне, и Он должен отвечать мне тем же; я столько совершил пудж и жертвоприношений, Он должен сделать моих детей образованными, послушными, Он должен дать мне здоровье, не только мне, но и моей семье; а мой бизнес, так как он для Него, должен процветать беспрепятственно; также люди должны оказывать мне уважение и почет за то, что я такой искренний и праведный.”
В большей или меньшей степени мы все думаем так. Но проблема в том, что если бы Кришна давал вам то, что вы хотите, вероятнее всего, вы бы вообще не продвигались. Потому что бхакти не означает получать, бхакти означает искать прибежище. Вы обретаете Кришну только когда ищете прибежище, когда вы больше уже ни на что не надеетесь. Но если вы хотите еще и других вещей, то это – менталитет карма канды. Вы их получите, но не получите цель. Поэтому приходят неудачи. Но проблема в том, что неудачи не происходят так, как мы этого хотим. Тенденция такова: “Я знаю, что будут неудачи, и я также знаю, что если я приму прибежище у Кришны, я продвинусь. Вот мой список препятствий, или неудач, которые я смогу принять.” Но проблема в том, что у Кришны Свой список. Вы делаете свой список, но он не работает. Определенно, что те трудности, с которым столкнулась Кунтидеви, не были в ее списке, но она благодарила Кришну, потому что понимала, что все совершенно. То, что выглядит как проклятие, есть благословение, если мы просто будем ценить внутренний смысл этой возможности, как обрести связь с Кришной в этой ситуации.
В большей или меньшей степени мы все думаем так. Но проблема в том, что если бы Кришна давал вам то, что вы хотите, вероятнее всего, вы бы вообще не продвигались. Потому что бхакти не означает получать, бхакти означает искать прибежище. Вы обретаете Кришну только когда ищете прибежище, когда вы больше уже ни на что не надеетесь. Но если вы хотите еще и других вещей, то это – менталитет карма канды. Вы их получите, но не получите цель. Поэтому приходят неудачи. Но проблема в том, что неудачи не происходят так, как мы этого хотим. Тенденция такова: “Я знаю, что будут неудачи, и я также знаю, что если я приму прибежище у Кришны, я продвинусь. Вот мой список препятствий, или неудач, которые я смогу принять.” Но проблема в том, что у Кришны Свой список. Вы делаете свой список, но он не работает. Определенно, что те трудности, с которым столкнулась Кунтидеви, не были в ее списке, но она благодарила Кришну, потому что понимала, что все совершенно. То, что выглядит как проклятие, есть благословение, если мы просто будем ценить внутренний смысл этой возможности, как обрести связь с Кришной в этой ситуации.
Любимый стих Шрилы Прабхупады – тот, который произнес Брахма
Один из наиболее любимых стихов Шрилы Прабхупады – из десятой песни Шримад Бхагаватам, произнесенный Брахмой. Очень значительно, что этот стих произносит Брахма, потому что никто более во всем творении, чем Брахма, не думает, что он – контролирующий и что он получит все, что ожидает. Потому что Брахма был рожден из Самого Вишну, из цветка лотоса, это было очень приятное рождение. Он был единственным сыном в то время, и ему было гарантировано прожить 3 миллиарда 11 миллионов лет, никто не мог помешать этому. Мы же не знаем, есть ли у нас пять минут. Он стольким обладал, полубоги были у него в подчинении, но он произносит этот стих. Кришна полностью смирил Брахму, и не так, как он этого ждал. Он снова и снова делал так, чтобы Брахма выглядел полным глупцом, Он полностью смирил Брахму перед его детьми и учениками. А здесь во Вриндаване Он изумил его, Брахма был в замешательстве, хотя был великим гуру. Тогда он произносит этот стих (ШБ 10.14.8) – “Тот, кто ищет сострадания Господа со сложенными ладонями, даже в период больших несчастий, ищет сострадания склоняясь перед Ним, думая, что “я заслуживаю худшего, а Кришна просто дает мне столько, чтобы помочь мне обратить к Нему свой взор.” Тот, кто делает это с благодарным сердцем, дайа-бхак, обретает возможность вернуться домой в духовный мир, достичь совершенства освобождения. Мы должны видеть глубже, чем это выглядит.
Ситуации в жизни подобны волнам на поверхности
Идите глубже, чтобы увидеть реальность
Мы обсуждали в прошлый раз, что когда вы смотрите на реку, вы видите много волн на поверхности, эти волны всегда переменчивы, и ни одна из них не существует больше пары секунд. Но вода все та же, она просто принимает форму то одной волны, то другой, и эти волны всегда в беспокойном состоянии. Но в глубине, под волнами – неизменное течение, спокойное и мирное. Так же и в этом мире – ситуации, приходящие к нам в разные периоды жизни, - это волны жизни. Иногда вы молоды и здоровы, иногда – стары и больны, теряете память, способность ходить, способность узнавать, иногда у вас рак, иногда вы побеждаете в соревнованиях по атлетике, иногда вас любят, иногда – ненавидят. Это всего лишь поверхностная сторона ветра времени.
Но если мы пойдем глубже, поймем, что “я – это вечная душа, частица Бога”, если мы обретем связь нашего сознания и души, мы обретем связь души и Бога. Это постоянная связь. Na hanyate hanyamane sarire (БГ 2.20) – для души нет ни рождения, ни смерти. Все эти внешние изменения, которые происходят на поверхности жизни, ничего не могут сделать с душой, истиной. Но немногие ходят идти глубже внешней поверхности существования.
Что делает Кришна, чтобы помочь нам? – Он делает это и для материалистов, и для преданных, для всех, потому что для этого предназначен материальный мир. На поверхности волн иногда вещи могут происходить так, как вы этого хотите, но в другое время – одно разрушение, его цель – выбить нас из нашей самоудовлетворенности, чтобы мы не удовлетворялись поверхностным, его цель – дать нам понять, что необходимо идти глубже, к постоянному потоку истины.
Удача царя Хуху
Здесь мы читаем о царе Хуху, прекрасном царе Гандхарвов. Гандхарвы занимают очень возвышенное положение среди высших планет. Они обладают всеми восемью сиддхами, владеют мистической йогой, они практически могут все, что угодно. Они – специалисты в музыке и танцах, имеют прекрасные черты тела, долгую жизнь без болезней. А царь – самый известный среди них. Он живет на Гандхарава-локе, и проклят Девалой Риши стать крокодилом. Вы можете себе предоставить, как это было больно для него – будучи прекрасным царем ганхарвов, стать крокодилом. Крокодилы некрасивы, единственный, кто может ценить крокодила, - это другой крокодил. Но обычно они одиноки, даже среди себе подобных они не очень общительны. […]
Здесь Шукадева Госвами, реализовавшая себя душа, говорит, что это – великая удача, что он стал крокодилом. Потому что, хотя это было для него какое-то время несчастьем, но, будучи довольным своим королевским и удачливым положением контролирующего, он потратил бы миллионы и миллионы лет на то, чтобы хотя бы увидеть Бога. Но в этом теле крокодила это заняло у него всего одну жизнь. Очень особенно. Это было страданием, но за одну жизнь он смог увидеть Бога и достичь совершенства жизни. Просто потому что он был связан с Гаджендрой, который был очень дорогим преданным Господа. Быть крокодилом еще не достаточно, важны качества Гаджендры, с кем он получил общение таким странным способом, в этом совершенство жизни.
Сейчас вы, может быть, подумали, что раз Кришна пришел, крокодил сразу ощутил блаженство “о, Кришна здесь…” Нет. Кришна пришел, достал Свою Сударшана-чакру и рассек ему пасть. Крокодилы очень привязаны к своему рту, а Кришна сначала сделал его крокодилом, а потом отнял у него все. Но потом, поскольку он получил общение с Гаджендрой, который предлагал прекрасные молитвы с любовью и преданностью, царь Хуху предался и получил освобождение от всех греховных реакций и достиг – здесь сказано, что Гандхарва-локи, но в комментарии – что он вернулся в духовный мир. Это значит, что даже если он попал на Гандхарва-локу, то уже как чистый преданный, парамахамса, который внутренее всегда в духовном мире. Он достиг совершенства жизни. Итак, было ли это проклятие благословением? – это величайшее из благословений. Но как это перевести на нашу собственную жизнь…
Здесь Шукадева Госвами, реализовавшая себя душа, говорит, что это – великая удача, что он стал крокодилом. Потому что, хотя это было для него какое-то время несчастьем, но, будучи довольным своим королевским и удачливым положением контролирующего, он потратил бы миллионы и миллионы лет на то, чтобы хотя бы увидеть Бога. Но в этом теле крокодила это заняло у него всего одну жизнь. Очень особенно. Это было страданием, но за одну жизнь он смог увидеть Бога и достичь совершенства жизни. Просто потому что он был связан с Гаджендрой, который был очень дорогим преданным Господа. Быть крокодилом еще не достаточно, важны качества Гаджендры, с кем он получил общение таким странным способом, в этом совершенство жизни.
Сейчас вы, может быть, подумали, что раз Кришна пришел, крокодил сразу ощутил блаженство “о, Кришна здесь…” Нет. Кришна пришел, достал Свою Сударшана-чакру и рассек ему пасть. Крокодилы очень привязаны к своему рту, а Кришна сначала сделал его крокодилом, а потом отнял у него все. Но потом, поскольку он получил общение с Гаджендрой, который предлагал прекрасные молитвы с любовью и преданностью, царь Хуху предался и получил освобождение от всех греховных реакций и достиг – здесь сказано, что Гандхарва-локи, но в комментарии – что он вернулся в духовный мир. Это значит, что даже если он попал на Гандхарва-локу, то уже как чистый преданный, парамахамса, который внутренее всегда в духовном мире. Он достиг совершенства жизни. Итак, было ли это проклятие благословением? – это величайшее из благословений. Но как это перевести на нашу собственную жизнь…
История Гаджендры
Давайте сперва изучим историю Гаджендры. Он был Махараджем Индрадьюмной, который жил в Дравидеше. Он был благочестивым царем, который, после того, как вырастил семью и исполнил свои обязанности совершенным образом, согласно дхарме, отошел от семейной жизни и ушел в горы Малайи, чтобы совершать тапасью. Много ли царей желают так поступать? Он отрастил волосы, жил в лесу в горном ашраме, погрузившись в медитацию и молитвы. Это все, что он делал – соблюдал посты, совершал аскезы.. Однажды, когда он был погружен в медитацию, пришел Агастья Муни, который знаменит тем, что любит вкушать прасад. Гостеприимство означает, что вы предлагаете прасад, это есть во всех мировых культурах. Если вы предлагаете место, где можно сесть, сладкие слова, даете понять, что рады гостям, и потом вы даете прасад. Этот универсальный принцип лежит в основе человеческой культуры. Когда пришел Агастья Муни, Индрадьюмна Махарадж был погружен в медитацию, поэтому тот проклял его. Это была ошибка царя, но он даже не знал, что приходил мудрец.
Ничего не происходит случайно
Парикшит Махарадж тоже был проклят, но он совершил маленькую ошибку, но за которую не проклинают смертью. Он просто совершил ошибку, находясь несколько секунд в иллюзии, но Индрадьюмна Махарадж не совершал никакой ошибки, и был проклят стать слоном. Это неудача. Всю жизнь вы жили как царь, и вам оставалось только несколько лет, чтобы достичь совершенства, и такая неудача. Вместо того, чтобы закончить все, вернуться к Богу, вас проклинает мудрец, чтобы вы стали слоном в следующей жизни.
Но самая важная часть этой истории в следующем. После того, как мудрец ушел, Индрадьюмна был счастлив, он был удовлетворен, потому что знал в своем сердце, что ничего не происходит случайно, - "если это способ, которым Верховная Личность Бога хочет, чтобы я практиковал преданное служение, значит, он совершенен." Он был благодарен. Tat te nu kampam. Царь Индрадьюмна думал – “На самом деле я заслуживаю худшего, но Кришна дал мне так мало, это определенно поможет мне.” Так как он был благодарен Кришне, обладал такой верой, Кришна был доволен им и все устроил так, чтобы он вернулся домой к Богу. Кришна все организовал, чтобы он попал в пасть крокодила, зная, что он будет взывать к Нему с любовью и преданностью, в то же время всему миру показывая свой пример. Такова суть всей этой истории.
Неудачи неизбежны, не беспокойтесь, но будьте благодарны
Царь Индрадьюмна не был обеспокоен, но он был благодарен за то, что был проклят. Это огромное несчастье в его духовной жизни, но он не видел его таковым, он видел его как возможность, которая пришла к нему не так, как он ожидал, не так, как он планировал. Но он осознал мудрость Господа, которая была совершенной. В нашей жизни происходят неудачи, в жизни материалистов происходят неудачи, в жизни преданных происходят неудачи. Они не будут такими, какими мы хотим. У Махараджа Хуху ушли бы миллионы лет, чтобы вернуться к Богу, но из-за этого проклятия это заняло одну жизнь. Так же и преданные, которые, как мы видели, неизлечимо заболевали, стояли перед выбором, получив такую милость Кришны, принимать ее или нет.
Tat te nu kampam. Есть три класса – благодарить Кришну, осуждать Кришну, отрицать Его существование. Первый класс – это благодарить, второй – осуждать, третий – считать, что Кришна не существует, иначе, "если бы Он существовал, Он бы так не поступил со мной." Иногда люди какое-то время осуждают Его, но потом – благодарят, и так они могут прогрессировать. Но здесь мы видим, что некоторые преданные, которые заболевали, предавались Кришне. […] Все, что мы видим – это движение волн, но если посмотрим глубже, мы поймем, что в конце концов мы все потеряем в этом мире… Одна из причин, почему это больно, - потому что это не происходит так, как мы ожидаем, когда приходим к сознанию Кришны, мы ожидаем “воспевайте и будьте счастливы”. Это правда, вы будете счастливы, но Кришна не хочет, чтобы это было счастьем на поверхности. Это вы тоже получите – хороший прасад, хорошие киртаны, иногда, хороших друзей, много поверхностного счастья. Но чтобы нам пойти в глубину, Кришна что-нибудь устраивает, и все происходит не так, как мы хотим или ожидаем. Иногда преданные думают “если бы я знал, через что мне придется пройти, я бы никогда не присоединился к этому движению.” Поэтому Кришна скрывает эти вещи от нас в начале.
Вы не поймете десятую песнь, пока не прочтете первые девять. Так и Кришна открывает то, что приведет нас назад к Богу, после того, как даст нам немного счастья и блаженства быть преданным. Но это – причина многих страданий и боли, и это – одно из препятствий в духовной прогрессе, - обусловленность в ожидании, что все будет “по-моему”, даже в духовной жизни. Рупа Госвами говорит, что мы всегда должны ожидать милости Кришны. Вот это мы должны ожидать, но Его милость отличается от той, которую мы себе представляем. Кришна говорит, что “иногда, когда Я делаю первый взнос Моей Верховной милости, Я все забираю.” Поэтому мы должны на самом деле осознать истину материального существования и одновременно понять, что милость Бога повсюду, только если мы пойдем глубже.
Как бомба может сделать вас гопи
Даже мировые войны – это всего лишь рябь на поверхности материального существования. Даже атомные бомбы – просто волны побольше, но ни одна из них не способна затронуть истину, если спуститься глубже. Шрила Прабхупада объясняет, что, когда он был в Калькутте, японцы бомбили город. Люди бегали в панике, и ему было грустно видеть страдания людей. На поверхности ему было грустно и он сочувствовал их страданиям, но в глубине он знал, что это Кришна пришел в форме этих бомб. Если вы просто помните Кришну в форме бомб, то получаете немедленный билет домой к Богу. Это проще, чем иметь дело с семейными проблемами следующие 40 лет. Жизнь сложна. А здесь бомба, и вы – гопи, делаете гирлянды Радхарани. Это хорошая бомба, если вы в этот момент помните Кришну, воспеваете Его имена. Это прекрасно, и вы не можете не оценить этого до тех пор, пока находитесь на поверхности, потому что все кругом выглядит ужасно. Каждый человек может вернуться к Богу за мгновенье, но мир никогда не будим таким, как вы этого ожидаете. Но такие времена – лучшие, чем больше они непохожи на то, чего мы хотим, тем лучшие возможности мы имеем, чтобы обрести связь с Кришной. Просто нам надо сделать этот выбор, мы не должны застыть в собственной обыденности, судя обо всем определенным образом. Мы должны вырваться из этого шаблона с помощью своей свободной воли. Вот о чем все эти истории из Шримад Бхагаватам говорят нам.
Истории в писаниях наполнены трагедией
Большинство историй в Шримад Бхагаватам основано на великом кризисе. Почему? Почему это не истории мира, любви, счастья и процветания. Есть ли хоть одна подобная история в Бхагаватам? В Рамаяне, в Махабхарате? Была ли Бхагавад-Гита рассказана на таком фоне? Почему? - Такова реальность. И не только в индийской религии – в любой религии. Мы находим, что сама основа – это перемены.
Старый Завет. Все дети Бога, Ибрагим, были рабами, которые поколениями жили в Египте, тяжело трудились и страдали от истязаний. Они в буквальном смысле были рабами, поколение за поколением, и в конце, после огромных усилий они вырвались из рабства, жили в изгнании 40 лет. Все, кто сбежал, все жили там и умирали, они все хотели попасть в землю обетованную, как им обещали, но никто не сделал этого. Они все там умерли. Но в конце их потомки сделали эту землю обетованной, там стали жить другие, и там происходили война за войной. Война и мир – такова история.
Христианство. Господь Иисус, самореализованный еврей, который проповедовал основы их религии, согласно времени, месту и обстоятельствам, пытаясь найти суть и насущность этого. Он был известен, его пытали, его преследовали, его распяли, за каждым его последователем охотились, их преследовали, пытали, убивали, или им приходилось жить постоянно прячась, это очень сложно. Ислам. Там столько войн, битв, побегов, гонений. Почему религиозные книги – это не просто книги со сладкими историями? Сейчас если мы читаем о Голоке Вриндавана, это сладкая книга, где все очень мило. Но здесь, когда Кришна нисходит в материальный мир, каждый день приходят демоны, даже в Гокулу Вриндавана. Приходит Путана, Тринаварта, Агасура, Кеши, Ариштасура, Праламбасура, Дхенукасура, Бакасура, лесной пожар, Калия, и каждым своим приходом они делали преданных еще более зависимыми от Кришны. В Шримад Бхагаватам в первых песнях – Гаджендра, Прахлад, Дхрува, Амбариш, Пандавы – в основе всех их историй лежит кризис. Каждая из этих великих душ учит нас, как повернуться к Богу в такой ситуации с благодарным сердцем. Но что важнее – в каждой ситуации мы видим, как Бог любит Своих преданных, Он там, с ними, когда мы по-настоящему обратим к Нему свой взор.
Эта история освобождения Гаджендры – одна из самых важных для нашей духовной жизни, потому что все мы в пасти у крокодила материального существования, его челюсти настолько сильны, что самостоятельно нам из них не выбраться, как бы сильны, умны, богаты или могущественны мы ни были. Настоящее счастье приносят не материальные вещи. В иллюзии мы думаем, что если станем богатыми, то станем счастливыми, но исторически мы можем проследить, что основная тенденция – в том, что богатые люди в большей части живут изолировано, им трудно обрести настоящих друзей. Так живет большинство богатых и знаменитых, есть исключения, но тенденция такова. Ваша жизнь поверхностна, у вас нет настоящих сестер или братьев, все просто основано на внешних взаимодействиях – либо для дешевого наслаждения, либо просто чтобы сделать свои дела. Очень трудно иметь глубокие отношения. Причина в том, что чем больше вы контролируете, тем больше вы становитесь привязаны и обусловлены к настроению контролирующего. Вы хотите всех и вся контролировать и поэтому не можете иметь глубоких отношений из-за своего контроля. Поэтому успешных людей не очень любят, и так происходит всегда. В надежде достичь такого положения люди преодолевают столько трудностей, и когда достигают его, ни за что не хотят потерять, но в то же время это очень одинокая и небезопасная жизнь.
Шримад Бхагаватам развеивает это заблуждение о таком счастье. Поэтому Шрила Прабхупада был так резок, когда говорил, что в материальном мире нет настоящего счастья. Так называемое счастье – это счастье на поверхности переменчивых волн и пузырей. В первой песни Шрила Прабхупада говорит, что все наше счастье, все, чем мы обладаем, все наши отношения в этом мире подобны плавающим пузырям на поверхности океана материального существования, и любое движение эти пузыри предаст забвению. Чего мы хотим? – быть привязанными к пузырям на поверхности или пойти в глубину океана. Хе Кришна каруна синдху. В глубине – океан милости Кришны, Его доброта, Его любовь, туда мы и хотим нырнуть. Целый океан – это любовь Кришны, а мы привязаны к пузырям на поверхности.
Джив джаго, джив джаго. Махапрабху говорит – проснитесь, спящие души. Пробуждение означает выйти из сна, который оно разрушает. Когда вы сладко спите, и звенит будильник, какова ваша первая реакция? – публично вы ее не говорите, но первая реакция – это беспокойство. Вы спите, видите сны, и вдруг звонит будильник.. вы его просто выключаете. Звонок разрушителен, но он вас пробуждает. Так же и проблемы в этом мире, перемены и трудности, они подобны будильникам. Потому что когда все идет своим чередом, мы по-прежнему спим и видим сны, либо хорошие, либо плохие. Но когда приходят перемены, это подобно звонку будильника, который нас пробуждает. У нас есть выбор – либо встать, либо еще подремать - “да, я знаю, что я должен встать, стать серьезнее в духовной жизни, но позже, я сделаю это, когда закончу то и то, тогда и стану.” Некоторые люди просто отключают будильник и продолжают спать дальше, некоторые думают “я знаю, что отключил его, я вроде уже и не сплю, но я стану серьезным как Кайлаш Нарады Муни. Да, Гурудев, я знаю, что есть страдания, что я должен воспевать святые имена Бога и получать общение святых личностей, но я сделаю это позже. Позвольте мне поспать подольше, и тогда я сделаю это.”
Проснитесь. Жизнь коротка. Воспользуйтесь преимуществом, возможностью – сейчас, и те трагедии, которые приходят к вам, станут благословением. В этом мудрость, а не в том, чтобы запоминать шлоки. Мудрость состоит в том, чтобы применять шлоки в жизни. Tat te anukampam. Мудрость в том, чтобы те неудачи, которые выглядят как проклятие, какими бы болезненными, неприятными, неприемлемыми они ни были, изменить в благословение, пытаясь пойти глубже, чтобы иметь дело не с пузырями на поверхности. Шримад Бхагаватам ведет нас глубже.
Как увидеть Кришну, как сделал это Гаджендра
Гаджендра был полностью смирен, публично, он был непревзойденным чемпионом, который был побежден на глазах у его друзей, детей, жен, других членов семьи и всех остальных. Он долгое время находился на пороге смерти, это очень больно, невероятно больно, и очень смиряет. Вы можете себе представить челюсти могущественного небесного крокодила, впивающиеся в вашу ногу? Это очень больно, и эту боль испытывал Гаджендра. Не думайте, что раз это история из Шримад Бхагаватам, то зубы крокодила были подобны лепесткам цветов лотоса. Вишнаватх Чакраварти Тхакур говорит, что когда любовник кусает свою возлюбленную, это приятно, но это больно, если вас кусает кто-то другой. Крокодил не был любовником Гаджендры, поэтому это было очень больно, мучительно больно, и это смирило его. Он страдал от боли тысячи небесных лет, это не так, будто вас укусил комар, укус которого поболит и через пятнадцать минут перестанет. Его боль только возрастала, было все хуже и хуже год за годом.
Он уже готов был расстаться с жизнью, с семьей, царством, это была смертельная боль. Все шло не так, и он ничего не мог сделать, он был полностью беспомощен. И так он вспомнил Кришну, до этого момента он думал, что он слон, он забыл, что он – Махарадж Индрадьюмна. Но в тот момент он вспомнил свою прошлую жизнь, вспомнил молитвы, которые знал, и взмолился к Богу всем своим сердцем. И Бог пришел. Кришна пришел к нему, потому что тот был Его преданным, который принял проклятие Ангиры Муни как благословение, и поэтому Кришна пришел, чтобы спасти его. Но Он поместил его в такую ситуацию, чтобы сделать его совершенным. Шримад Бхагаватам говорит, что, несмотря на то, что он ощущал такую боль, когда Кришна пришел к нему, он не сказал Ему - “дай мне обезболивающее, я больше не в силах терпеть эту боль.” Даже находясь на пике своего страдания, он сорвал цветок лотоса и с любовью предложил его Кришне. Полубоги и другие наблюдали за этим и думали – “только посмотрите, он в такой болезненной ситуации, предлагает Кришне цветок лотоса с любовью и преданностью, это вайшнав.” В этой ситуации он просто хотел удовлетворить Кришну, он не хотел обременять Его своими проблемами, просто хотел отдать свою жизнь Ему. Предлагая тот цветок лотоса он предлагал свое тело, свой ум и свою жизнь Кришне со всей благодарностью, даже испытывая такую боль. Если вы можете это сделать это – предложить лотос своего тела, своего ума, слов и жизни даже испытывая боль, вы увидите Кришну сегодня. В тот день Кришна взял его за руку и вытащил из воды. От этого прикосновения Гаджендра стал полностью свободен от своей хорошей и плохой кармы, от всего.
Потом Сударшана-чакра рассекла пасть крокодила, который, пройдя через это, стал царем Хуху. Великая личность, с благодарностью склоняющая голову. Тогда он понял, что все это было благословением, что Девала Риши, который сделал его крокодилом, его лучший друг – “будучи крокодилом я действовал как крокодил, но благодаря моему общению с Гаджендрой, и потому что Ты спас его, я тоже спасен.” Он тоже вернулся к Богу. Господь дал Гаджендре не тело царя Индрадьюмны, а тело жителя Вайкунтхи, духовного мира. Он лично сопроводил его обратно к Богу, чтобы он стал вечным спутником в духовном мире.
Видеть проклятия как благословения
Проклятия великих душ – это всегда благословения. Потому что Кришна находится в их сердцах, они действуют из сострадания. Но не только это. Самые очевидные и явные проклятия – это бедствия этого мира, и они могут стать благословением, просто если мы будем помнить этот принцип tat te nu kampam susumiksa mano, обратим свой взор к Богу. Mahajano ena gatha sapantha, совершенство жизни состоит в том, чтобы следовать по стопам махаджан, анализировать их жизни. Бали Махарадж – это махаджан, вы можете представить, через что ему пришлось пройти.. Сегодня он царь вселенной, а завтра он, связанный, теряет все. Он предался. Прахлад.. Нарада Муни, который был проклят Дакшой, что он никогда не сможет оставаться в одном месте. Как Нарада Муни отреагировал на это? – он не возражал против этого проклятия, он был рад путешествовать повсюду и проповедовать. Каждый из махаджан был поставлен в такую сложную ситуацию.
Вы можете сказать, почему все должно происходить именно так. Некоторые люди идут своим духовным путем, они могут говорить – не беспокойтесь о правилах, предписаниях, разговорах о страданиях, просто будьте счастливы, занимайтесь немного йогой, и все прекрасно. На таком пути вы найдете счастье, но не много, потому что вы все равно будете страдать, как и все остальные, вы будет страдать столько же, как и любой преданный, но с той только разницей, что вы не выберетесь из материального существования, никогда не обретете Бога. Вот в чем проблема. Если мы хотим чего-то стоящего, мы должны принять план Бога. Его план есть для каждого, вопрос только в том, чтобы принять его и соответствующе ответить. Тогда Кришна сделает его доступным. Просто воспевайте святые имена искренне, и вы вернетесь к Богу, достигнете сокровища духовной любви и мира в своем сердце. Но для этого надо по-настоящему воспевать святые имена, приняв прибежище в Кришне со всем смирением, для этого мир и устроен. Настоящая духовность, настоящая санатана дхарма учит нас, как отвечать миру и получать духовное благо, - всем сердцем, подобно Гаджендре, предлагая цветок лотоса, искренне принимая прибежище в святых именах Господа. (2009-09-27)