сентября 18, 2009

История Куреша

В Южной Индии жил ученик одного великого гуру – Рамануджа ачарьи. Его звали Куреш. Он был семейным человеком, у него было двое детей. Но был он таким преданным и сострадательным... У него были ученики, столько людей хотело следовать его примеру, а он отдавал свою жизнь и душу – все, чтобы помочь им в этом. Один из его учеников – Чатурграм – из-за зависти отверг своего гуру и предал его. Он пришел к царю Чола, который был религиозным фанатиком, обращавшим всех в свою веру, в свое представление о Боге, и стал его министром. Чатурграм стал советовать царю, что, если тот хочет удовлетворить свои амбиции, то он должен заставить Рамануджу ачарью и его ученика Куреша предаться ему, он должен обратить их, потому что за ними последуют миллионы людей. Если они откажутся, их надо убить.

Царь внял советам министра и послал стражников в ашрам Рамануджа ачарьи. Куреш сразу все понял, он стал умолять своего гуру: “Если я умру, этот мир ничего не потеряет, но если умрете вы, потеря будет огромной. Поэтому, пожалуйста, дайте мне свою одежду свами, а вы оденьте мою одежду семейного человека, так они подумают, что я – это вы, позвольте мне пойти к ним.” Рамануджа ачарья не хотел его отпускать, но Куреш так настаивал, что, наконец, получил его согласие.

Куреш пошел к царю, они много спорили, но Куреш был настолько образован, что одержал победу. Поэтому его решили убить. Они не просто хотели его убить, они хотели, чтобы он умер долгой мучительной смертью. Стражники отвели Куреша в лес и там выжгли ему глаза, причинив этим огромную боль, они сделали его слепым. А Куреш был так счастлив… Конечно, нет сомнений в том, что он испытывал огромную боль. Но Кришна говорит в Бхагавад Гите: “тот, кто черпает счастье, наслаждение и бодрость духа в себе самом и чей взор всегда обращен внутрь, поистине совершенный йог-мистик (5.24)”. Счастье такого человека постоянно, чтобы ни происходило вокруг, потому что он испытывает нечто более глубокое и возвышенное. Такое счастье подобно океану. Не важно, сколько рек в него впадает, в сезон дождей или в другое время, океан остается неизменным, благодаря своей собственной глубине. Когда мы обладаем такой глубиной сознания, мы продолжаем испытывать страдания и наслаждения этого мира, но ощущаем нечто более глубокое – любовь к Богу, что не претерпевает никаких изменений.

Куреш смотрел на тех людей, которые с такой жестокостью и враждебностью выжгли ему глаза, и плакал с благодарностью. Со сложенными ладонями он сказал им: “Мои дорогие господа, я от всего сердца благодарю вас за то, что вы сделали со мной, за то, что вы позволили мне совершить это сокровенное служение моему гуру, отдав свои глаза. Я молю Господа, чтобы Он благословил вас.” Их сердца растаяли, они нашли кого-то, чтобы его отвели в безопасное место, дали ему денег, в тайне от царя.

К тому времени Рамануджа ачарья находился в изгнании в Карнатаке. Прошло несколько лет, царь Чола умер после ужасных страданий, как и Чатурграм. Рамануджа ачарья вернулся в Шри Рангам и везде искал Куреша, и, наконец, нашел. Когда он увидел его – обезображенного, слепого, сердце его переполнилось состраданием. Он сказал Курешу: “Ты должен пойти в храм Господа, предложить Ему прекрасные стихи любви, и Господь, удовлетворенный тобою, даст тебе любое благословение. Попроси у Него глаза.” Куреш ответил: “Как пожелаете, гурудев.” Он пошел в храм и целый день возносил там прекрасные молитвы во славу всемилостивого Господина своей жизни. Господь был очень доволен и заговорил с ним: “Куреш, Я – твой, а ты – Мой. Я желаю дать тебе благословение. Пожалуйста, попроси его у Меня, и Я дам тебе все что угодно. Хочешь вернуть свои глаза?” Куреш ответил Господу: “О мой Господь, если Ты хочешь дать мне благословение, то я прошу только одного. Чатурграм – мой ученик, который возненавидел меня, который отверг меня, который хотел убить меня и моего гуру, он – причина моей слепоты. Я не могу вынести мысли, что он будет страдать из-за меня. Пожалуйста, прости его и даруй ему пропуск в вечную жизнь, полную знания и блаженства, в духовном мире.” Господь спросил Куреша: “Это то, чего ты желаешь?” Куреш ответил: “Да, это все, чего я желаю, даруй ему освобождение.” Господь ответил: “Я уже отправил его в ад, но Я немедленно перенесу его на Вайкунтху, в духовный мир.”


Рамануджа ачарья слышал, о чем просил Куреш. Он заплакал: “Ты так сострадателен…” Таковы качества великой души, она – пара дукха дукхи, воспринимает страдания других как свои собственные, как и счастье. Через несколько дней он опять отправил Куреша в храм возносить Господу молитвы: “Если Господь снова захочет дать тебе благословение, пожалуйста, умоляю тебя, попроси вернуть тебе глаза.” Куреш пошел в храм, там он исполнил прекрасный киртан. В киртане есть много уровней, самый глубокий – это выражение нашего намерения, наших усилий служить Господу, любить Его и быть инструментом Его любви. Когда мы воспеваем с этим чувством, это не просто трансцендентная звуковая вибрация. Как говорит Кришна в Бхагавад Гите: “Как человек предается Мне, так Я и вознаграждаю его” (4.11). Господь полностью проявляет Себя в звуковой вибрации, в имени, которое исходит не из ваших губ, а из вашего сердца. Такое воспевание может изменить мир, изменить сердца людей, и что более того – покорить сердце Господа, Кришны, по Его сладкой воле.

Куреш воспевал, и Господь опять предложил ему Свои благословения: “Я хочу служить тебе, удовлетворить тебя. Ты отдал свою жизнь, попроси вернуть свои глаза, и Я верну их. Проси все, что хочешь.” Куреш, помолчав, ответил Господу: “Я полностью удовлетворен, мне больше ничего не надо. Все, чего я желаю, - служить Тебе, любить Тебя и воспевать Твои святые имена.” Господь ответил ему: “Я знаю, что ты удовлетворен, но удовлетвори и ты Меня, Я хочу дать тебе что-нибудь.” Куреш сказал: “Если Ты настаиваешь… Царь Чола, фанатик, причинивший боль стольким людям, приказавший убить меня мучительной смертью и ослепивший меня… Я не хочу, чтобы он страдал из-за меня, пожалуйста, даруй ему наивысшее освобождение – вечную жизнь в духовном мире.” Господь спросил Куреша, действительно ли он хочет этого, потому что царь Чола сейчас в аду. Куреш ответил: “Это все, о чем я прошу у Тебя.” Господь снова исполнил его желание.

Узнав об этом, Рамнуджа ачарья сказал Курешу: “Куреш, ты такой милостивый… Но я так хочу, чтобы ты снова мог видеть. Пожалуйста, возврати себе зрение.” Куреш снова пошел в храм, где вновь исполнил прекрасный киртан, с такой глубокой преданностью, что Господь снова ответил ему, лично: “Куреш, Я дам тебе любое благословение, пожалуйста, попроси свои глаза, и Я тотчас же верну их тебе.” На что Куреш ответил: “О мой Господь, все, что я хочу видеть в этом мире, - это Ты и мой гуру, в своем сердце. Для этого не нужны глаза. Пожалуйста, даруй мне такое видение в моем сердце навеки, и я буду удовлетворен.” Господь ответил: “Как пожелаешь.”

Рамануджа ачарья пришел в храм и спросил Куреша: “Во что сегодня одет Господь на алтаре?” Куреш подробно описал ему. Тогда он спросил, во что одет он сам, и Куреш снова все описал ему. Хотя у него не было глаз, чтобы видеть, он видел изнутри. В этом мире есть столько красивых вещей, но Кришна – источник всей существующей красоты. Куреш видел Кришну – Бога в своем сердце, своего возлюбленного гуру, зачем ему нужны были глаза… (2009-06-06)