Господь в настроении слуги
[…] "Прасад" означает милость, и для нас прасад – это олицетворение милости Господа Нитьянанды, и также – наша надежда хоть как-то с нею соприкоснуться. Кто такой Господь Нитьянанда Прабху? – Он – изначальная Верховная Личность Бога в настроении слуги. Шрила Прабхупада цитирует Нароттама даса Тхакура: враджендра нандана йей шачи-сута хойло сей баларама хойло нитай. Сын Нанды Махараджа пришел как сын Шачи, а Баларама пришел как Господь Нитьянанда. Баларама неотличен от Кришны, со всеми шестью достояниями, единственное различие между Ними – Их тела, а также различие в том, что Баларама – это Всемогущий, Всеобладающий Господь, который принимает на Себя роль слуги Господа, именно Он – Его изначальный слуга. Как Он служит? – разными способами – Он распространяет Себя, чтобы стать обувью Господа, Его одеждой, кроватью, сиденьем, дхамой – Его обителью, а для материального мира Он распространяет Себя как МахаВишну, Гарбходакашайи Вишну, Кширодакашайи Вишну, Он творит и поддерживает все мироздание. В чем цель материального мира? – Его причина в злоупотреблении нами своей свободной волей, которая поддерживает высшую, приносящую наивысшее удовлетворение, вечную любовь, в ее неправильном употреблении, и этот мир создан, чтобы отрезвить нас и как-то перенести сквозь многие рождения, возможно – и через все 8 400 000 видов жизней, к окончательному пониманию, что “я – это вечная душа, я должен стать выше всех эгоистических желаний и искать и находить наслаждение в своей природе, которая есть - дживера сварупа хой кришнера нитья даса – я – вечный слуга Господа,” вместо того, чтобы искать вовне, рождение за рождением, рождение за рождением, это сокровище любви, которое находится внутри нас, и предложить его Кришне.
Йасья прасадад бхагават-прасадо
Нитьянанда Прабху распространяет Себя, чтобы быть всем духовным миром, всем материальным миром, Он также становится гуру, Он есть Гуру-таттва, Он приходит, чтобы учить нас, как служить Господу с чистой преданностью, давая Свои наставления и показывая Своим примером. Все истинные духовные учителя – это представители, проявления милости Нитьянанды Прабху. Это могущество Нитьянанды Прабху – Баларамы, что проявляется через сердце гуру, чтобы возвысить нас. В духовном мире Голоки Шримати Радхарани считают гуру всех гуру, но Нароттама дас Тхакур в своей молитве говорил – хено нитай бине бхай радха-кришна паите най - никому невозможно достичь Шримати Радхарани, не получив сначала милости Нитьянанды Прабху. Только когда Шримати Радхарани видит, что человек обрел милость Нитьянанды Прабху, приняв ее в своем сердце, что он приведен Им к Ней, только тогда Она примет его. Йасья прасадад бхагават-прасадо йасьяпрасадан на гатих куто пи. Вот таттва, и это означает, как говорит Вишванатх Чакраварти Тхакур, что "по милости гуру мы получаем Кришну," потому что по милости гуру мы получаем милость Нитьянанды, благодаря которой нас принимает Шримати Радхарани, и потом – Кришна.
Эта таттва Нитьянанды самая необыкновенная. Среди всех аватар Господь Нитьянанда и Господь Чайтанья – парама каруна паху дуи джана нитай гаурачандра – самые добрые, самые милостивые. Его Святейшество Джаяпатака Махарадж объяснял, что качество Нитьянанды Прабху – это прощение. Мы читаем об этом в этой красивой молитве Лочаны даса Тхакура, - что Нитьянанда Прабху никогда не раздражен, но всегда – очень добр и прощает во всех обстоятельствах. Если бы ни Его доброта, ни Его всепрощение, ни у кого в этом материальном мире не было бы шанса. По сиддханте Гаудия-вайшнавизма, в христианском мире Господь Иисус пожелал страдать за грехи других и принять гонения и оскорбления, только чтобы другим дать любовь к Богу, это Нитьянанда таттва, это олицетворение и проявление милости Нитьянанды. Когда его распинали, он молился: “Мой Господь, прости им, ибо не ведают, что творят.” Это звучит так знакомо.
Баларама - источник духовной силы
Здесь мы находим, что изначальный Господь Баларама приходит со всем Своим духовным могуществом как Господь Нитьянанда. “Баларама” значит – “тот, кто наслаждается духовной силой.” Когда мы принимаем прибежище в наставлениях духовного учителя, мы обретаем духовную силу, благодаря которой мы можем преодолеть все препятствия, но как только мы начинаем считать, что эта духовная сила принадлежит нам, мы утрачиваем эту связь, либо сегодня, либо завтра, это вопрос времени. Это не наша сила, “три гуны материальной природы очень трудно преодолеть, но тот, кто примет у Меня прибежище, - говорит Кришна, - может легко возвыситься над ними.” Как принять прибежище у Кришны? - приняв прибежище у гуру. Тогда Баларама дает нам духовную силу, но мы всегда должны быть очень смиренными и понимать, что эта сила – не наша. Наша надежда – в духовной силе милосердия Нитьянанды Прабху.
Разные воплощения Баларамы
В Рама-лиле Лакшман иногда мог быть очень разозленным, Он даже был на грани того, чтобы уничтожить Сугриву, что Хануман сказал ему: "Лучге предайся Лакшману, Раме." Он не выносил никого, кто не оказывал должного почтения Господу Рамачандре. Когда Бхарата пришел в Читракут, Лакшман был уже готов уничтожить и его, и всю династию Айодхи, но Рама сказал, что он – Его друг, и только тогда Лакшман отступил. Тот же Лакшман – это Баларама в Кришна-лиле. Когда Куру оскорбили Кришну… Пожалуйста, обратите внимание, что когда оскорбляют Кришну, Он очень не любит этого. Когда они оскорбили Кришну, Он взял Свой плуг и ударил, вряд ли вы сможете ударить так, как это сделал Он, потому что Он отделил весь город Хастинапур от земли и потащил – со всеми жителями, Дурьйодханой, Дхритараштхой, всей армией… но что они могли сделать, чтобы противостоять Балараме, уже готовому весь Хастинапур бросить в Гангу. Так зол Он был, и они предались. Горилла Двивида так же разозлил Его, вообще-то, он ударил Его, он бросал камни в Балараму, деревья, а Баларама просто нанес ему смертельный удар. Ромахаршана Сута вводил людей в заблуждение, выдавая себя за духовного лидера. Он был очень высокого мнения о себе, но Баларама не может терпеть высокомерие в духовном лидере, потому что он должен быть смиренным как травинка, терпеливым как дерево, всегда готовым оказать почтение другим и не ожидать его для себя. Ромахаршана очень красиво рассказывал сиддханту, философию всем тем мудрецам, и все, что он говорил, было правильно, но из-за того, что он не оказал почтение старшему, был убит травинкой [Баларамой]. И та же личность пришла как Нитьянанда Прабху, и мы читаем в этой песне, как Он поступает с падшими, завистливыми материалистичными людьми, - Он добр к ним и полностью их прощает.
Милосердие к Джагаю и Мадхаю
Джагай и Мадхай. Праламбасура, Двивида никогда не доводили до того, чтобы Баларама истекал кровью. Но Мадхай.. он сначала побежал за Ним с желанием убить, а в другой день бросил в Нитьянанду Прабху горшок, разбив Ему голову до крови, что по Его лицу и одежде потекла кровь. Нитьянанда Прабху мог убить его на месте, но что Он сделал – со сложенными ладонями и со слезами на глазах Он стал умолять Мадхая: “Мне не важно, что ты сделал, Мне просто так больно видеть твое падшее положение, прими имя Кришны, просто прими имя Кришны, и ты достигнешь Меня – и Я стану твоим.” Но Мадхай не оценил этого, он разозлился еще больше и поднял горшок, чтобы ударить Его еще раз. Джагай был так же грешен, как и Мадхай, но только представьте – видя сострадание, прощение и любовь Нитьянанды при любых обстоятельствах, сердце Джагая растаяло, он полностью изменился, просто видя прощение Нитьянанды. И он стал останавливать Мадхая: “Не трогай Его, разве ты не видишь, что этот человек такой святой, Он – воплощение смирения, сострадания, прощения.” Но Мадхай все равно хотел убить Его.
Шри Чайтанья Махапрабху появился со Своей чакрой, но Господь Нитьянанда взмолился: “Мой Господь, если Ты убьешь этого человека, значит, можно убивать и всех остальных, потому что в Кали-югу все примерно такие же.” Господь Нитьянанда умолял Его: “Всю Свою жизнь Я путешествовал по святым местам, совершал преданное служение, пусть все сделанное Мною, что удовлетворило Кришну, пусть все Мои заслуги в этой жизни и всех Моих предыдущих жизней, посвященных преданному служению, пусть все это перейдет к Мадхаю, чтобы смыть с него грехи и дать ему любовь к Богу.” Кто из вас желает произнести такие же слова, не кривя душой, по отношению к тому, кто ненавидит вас и пытается убить? Мы злимся, если нас оскорбляют или распускают про нас лживые слухи. […] Наша обычная реакция – желать, чтобы эти люди страдали за то, что они делают. Но Нитьянанда Прабху за тех, кто ненавидел Его, кто пытался Его убить и уничтожить, возносил Господу молитвы: “Я отдаю все Свои духовные заслуги за то, чтобы Ты простил их и дал им преданное служение.” […] Он сказал Джагаю и Мадхаю: “Не важно, что вы сделали, просто перестаньте грешить и повторяйте святые имена Господа.” То же Он говорил и ворам: “Перестаньте грешить, повторяйте святые имена Господа, оставайтесь в обществе преданных и делитесь тем, что вы получили, с другими. Вы – цари разбойников, их тысячи, они уважают вас, используйте свою репутацию для блага других. Это бхакти.” […]
Господь Нитьянанда учит нас прощать
Он учит нас прощению тех, кто нас обидел, даже если эмоционально это очень сложно, но если мы как-то сможем переключить себя на духовную энергию Нитьянанды Прабху, мы сможем стать инструментами настоящей любви, инструментом Его прощения. У нас есть множество незначительных причин продолжать борьбу, быть несогласными, так и должно быть, с одной стороны, потому что у всех нас разная природа. Кто-то считает, что все люди созданы одинаковыми, но если бы это было правдой, нам не за что было бы сражаться. В духовном отношении - да, мы одинаковы, но на материальной платформе у всех у нас – разный уровень обусловленности, разные взгляды, разная природа, и это все настолько глубоко, что какая-то закрепленная установка уходит своими корнями на много жизней назад. […] Если мы на самом деле хотим иметь хорошие отношения друг с другом, мы должны быть сосредоточены на сути, и мы должны прощать, мы не можем подстраивать сиддханту, но мы можем делать ее доступной пониманию людям разного уровня, с разной природой. Если мы будем сосредоточены на сути, мы можем стать выше поверхностного мировоззрения и на самом деле помочь другим подняться на эту платформу любви к Богу, потому что в век Кали существует столько причин для раздоров, конфликтов, столько оправданий “я прав, он неправ”. Но правильно все, что удовлетворяет Кришну, остальное – нет. Прабхупада говорил: “Вы можете выразить свою любовь ко мне тем, как вы сотрудничаете друг с другом.”
Как мы можем возвышать людей, даже когда у них трудности, вместо того, чтобы отталкивать их? Это искусство бхакти, таттва Нитьянанды Прабху, это то, что делал Шрила Прабхупада. Все те недостатки, которые мы находим друг в друге и в которые мы готовы ударить… только представьте, сколько недостатков видел Шрила Прабхупада в людях из Сан-Франциско и Нью-Йорка, но как он поступал? – он возвышал их – выше, выше и выше. И даже, когда они присоединялись к движению, было столько проблем, но он просто возвышал их. Иногда ему приходилось снижать планку, чтобы защитить других, но даже тогда он старался делать это так, чтобы дать этим людям шанс расти. […]
Сострадание к самым падшим
Но как Он думал? – “Если эти двое - Джагай и Мадхай станут преданными, то слава Шри Чайтаньи Махапрабху распространится по всем 14 мирам.” Он искал самых падших, и это – наша парампара. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур жил в Калькутте, он говорил, что живет там, потому что там живут самые падшие. Но для Шрилы Прабхупады и этого было недостаточно – он вступил на борт Джаладутты в Калькутте, пересек Европу, Африку, атлантический океан, чтобы попасть в Нью-Йорк, потому что вряд ли можно найти более падших людей на этой планете, чем там. Его пытались убить, но он просто продолжал прощать и давать имя Кришны, вдохновленный милостью Господа Нитьянанды Прабху.
Господь Нитьянанда – это связь между дживой и Богом, это Его таттва, которая может принимать различные формы, но это таттва, в которой Нитьянанда Прабху – это источник, связь. В век Кали шри кришна чайтанья – радха-кришна нахи анья, Радха и Кришна приходят в одной форме – как Господь Чайтанья, и как достичь Их? Мы читаем о Джагае и Мадхае, и о разбойниках, и о других в Саптаграме. Все те торговцы, от брахманов до вайш, были настолько материалистичны, что их считали вне каст. Любой брахман или религиозный человек обходили их стороной, потому что они настолько были поглощены страстью, вожделением и жадностью к деньгам. Но что делал Нитьянанда Прабху? – Он шел прямо к ним и совершал нама-санкиртану, Он проявлял к Ним столько любви, что они просто не могли в это поверить, ведь они были всеми отвергнуты, и так сильно и глубоко были погружены в материальную жизнь… А Нитьянанда Прабху просто врывался в их жизнь – Он заходил в дом каждого из них, индивидуально, и совершал с ними нама-санкиртану. Кроме Него никому до них не было дела, но Он отдавал им Свое сердце, Он дал им столько любви, что все они стали чистыми преданными. Вриндаван дас Тхакур говорит, что и за сотни лет ему не описать киртаны на улицах Саптаграма.
К Кришне - только через Нитьянанду Прабху
Но даже возвышенные личности… Рагхунатх дас Госвами, наш прайоджана-гуру, столько раз пытался достичь Господа Чайтанью – Радха-Кришну, - он сбегал из дома тысячи раз, но его всегда возвращали, ему никак не удавалось получить служение Господу Чайтанье, пока он не пришел в Панихати на берег Ганги, где принял прибежище у Господа Нитьянанды. Господь Нитьянанда занял его в служении вайшнавам, и тогда все препятствия исчезли, и он достиг сокровенного служения Господу Чайтанье и стал нашим прайоджана-гуру, гуру, который представляет высшую степень любви гопи к Кришне.
Рупа и Санатана Госвами сначала пришли к Харидасу Тхакуру, нама-ачарье, и Нитьянанде Прабху, и только потом Нитьянанда Прабху подвел их к Господу Чайтанье, и они предались. Господь Нитьянанда был так добр к Кришнадасу Кавираджу Госвами, после того, как тот защитил Его, что явился ему во сне и послал во Вриндаван, и там он по милости Господа Нитьянанды обрел прибежище у стоп Рупы и Санатаны Госвами и был уполномочен написать биографию Шри Чайтаньи Махапрабху. Вриндаван дас Тхакур был последним учеником Господа Нитьянанды, и именно Он обучил его, наставил и уполномочил написать Шри Чайтанья Бхагаватам. Все, что известно миру о Шри Чайтанье Махапрабху, - это только по милости Шри Нитьянанды Прабху. Никому из падших душ не достичь Господа Чайтаньи без милости Господа Нитьянанды Прабху. Сегодня очень особенный день, чтобы понять, что Господь Нитьянанда представляет в нашей жизни – беспричинную милость, и это – наша единственная надежда.
Величие милосердия Господа Нитьянанды
Это тот Господь, который с соломинкой в зубах, со сложенными руками, стоя на коленях, плачет и умоляет тех, кто оскорбляет Его, просто принять имя Кришны: “Если вы сделаете это, Я – ваш вечный слуга, ваша собственность, Я – ваш.” Украшения на Господе Нитьянанде объяснил Господь Чайтанья – это – олицетворение девяти процессов преданного служения. Это должно быть правильно понято. Одна из экспансий Господа – это Ананта. Господь Чайтанья говорил, что люди неправильно понимают и Шиву. Как они не понимают, что все те богатые украшения, которые носит Господь Нитьянанда, - это олицетворение девяти процессов преданного служения, так они не понимают, что змея, которую носит Шива вокруг своей шеи, - это Ананта-Шеша, Господь Нитьянанда. Единственное украшение Господа Шивы – это держать Господа Нитьянанду над своей головой, всегда быть украшенным Его милостью. Это должно быть нашей конечной целью – всегда держать милость Господа Нитьянанды в глубине своего сердца. А Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада сделал так, что Господь Чайтанья и Господь Нитьянанда стали известны во всем мире. Больше никогда и нигде нам не увидеть, чтобы кто-либо так представлял милость и энергию Господа Нитьянанды – прощения даже самых падших и возвышения их до уровня очищения сердца воспеванием святых имен.
Это не просто так, что празднование явления Господа Нитьянанды – перед явлением Господа Чайтаньи, потому что если мы на самом деле будем праздновать в этот день, моля Господу Нитьянанду о милости, тогда на Гаура-Пурниму Шри Чайтанья Махапрабху дарует нам пропуск в божественное любовное служение Ему. Давайте осознаем, как мы должны быть благодарны Шриле Прабхупаде за его доброту, благодарны вайшнавам за их милосердие и прощение, которые и являются нашей единственной квалификацией, и давайте помолимся о том, чтобы стать искренним инструментом этих качеств в служении другим в своей жизни и навсегда. (2009-02-07)