ноября 05, 2010

Единственное, что имеет значение

[…] Если у нас еще нет чистого желания преданного служения, если у нас еще есть материальные желания, если мы все еще хотим получить что-то материальное от Бога, мы должны практиковать преданное служение. Но искренний преданный и настоящий вайшнав – это не тот, кто просит у Бога: «Дай мне это», а тот, кто молит Кришну: «Пожалуйста, забери это желание». Есть очень тонкое, но очень существенное различие между двумя этими молитвами. У нас могут быть материальные желания, и неискренний преданный просит Бога исполнить их, но серьезный преданный понимает, что эти желания очень могущественны: «Пожалуйста, забери эти желания, очисти меня, я могу быть нечистым, но сделай меня чистым». Потому что, как говорит Индра, с грандиозной реализацией, разумный человек служит Богу и, если ему ничего от Него не надо, то Он Сам все дает. Если мы хотим чего-то материального от Кришны, Кришна дает это, для наслаждения, но что в этом великого…

Индра говорит, что материальное счастье доступно даже в аду. Если бы там не было никакого материального счастья, то не было бы и стольких страданий. В этом мире вы получаете немного счастья и много страданий, а в аду вы получаете намного меньше счастья, но намного больше страданий. Причина того, что страдания – это плохо, в нашей привязанности к счастью. Счастье – это то, что придает остроту страданию. […] То, что придает определенную остроту страданию, - это материальное счастье, мы получаем его, наслаждаемся, привязываемся, и потом нам плохо. Если вы счастливы любить кого-то, и этот человек оставляет вас, или вас разлучает судьба, это причиняет вам боль… История Читракету об этом. В той степени, в которой вы привязаны к тому, чтобы найти в чем-либо счастье, в той степени это потом причиняет вам боль. […]

Мы читаем в вайшнавской литературе, что великие преданные не желают удовлетворения чувств, мистических сил или даже освобождения. Они всегда просят одно и то же благословение – они просят просто преданного служения.

Прахладу Махараджу было предложено любое благословение: «Чего ты желаешь?» Он ответил: «До тех пор, пока в этом мире никто не помнит о Тебе, позволь мне страдать здесь, приняв рождение, чтобы попытаться помочь им». Сколькие из вас просили об этом? – «Мне не важно, что я, может, никогда не вернусь, но до тех пор, пока кто-то в невежестве не помнит о Тебе, я останусь здесь, чтобы помочь этому человеку вновь обрести любовное служение Тебе… Мой отец пытался убить меня, он ненавидел меня, но даруй ему освобождение…» Прахлад ничего не просил для себя, все его желания были о благе других, потому что это – то, что удовлетворяет Кришну. Жить для других удовлетворяет Кришну.

Харидаса Тхакура избивали на двадцати двух рыночных площадях. Невероятно. Он не просил даже о защите, он просил только простить их: «Даруй им Свою милость, не навреди им». И когда ему было предложено любое благословение во время махапракаша-лилы, он просил: «Мне ничего не надо, о мой Господь, но если Ты желаешь дать мне что-то, если это доставит Тебе удовольствие, то пусть в каждом рождении, которое я приму, я всегда буду в том положении, в котором я смогу получать остатки пищи Твоих преданных, пусть это будет моим неотъемлемым служением жизнь за жизнью – есть остатки пищи Твоих преданных. Я такой грешный и падший – я желаю, чтобы люди думали, что я очень особенный, а я так низок, потому что прошу у Тебя такое возвышенное благословение, когда не заслуживаю этого – я прошу быть вайшнавом, но пусть я буду просто собакой, чтобы я мог есть пищу от Твоих преданных. Быть слугой слуги слуги Твоих слуг».

Кхолавечу Шридхаре было предложено все. «Господь, мне не нужно ни материальное богатство, ни райские планеты, ни мистические сиддхи, ни освобождение, я просто хочу быть слугой Твоих слуг. Позволь мне служить всегда памятуя о том красивом юном Нимае, который приходил воровать мои бананы».


Васудева Датта сгорал от одного желания: «Очень давно у меня есть это желание – нет никакого другого, а Ты – Верховный Господь, и я знаю, что Ты независим и можешь исполнить любое мое желание… Пожалуйста, исполни одно мое желание, я умоляю Тебя – дай мне благословение… О Господь, когда я вижу людей, которые страдают в этом мире, это разбивает мне сердце. Они страдают, потому что забыли о Тебе и пытаются наслаждаться отдельно от Тебя, и потому у них столько кармы и столько грехов… Пусть же все грехи и вся карма каждого живого существа во всей вселенной перейдет ко мне, и пусть я получу за них реакции, пусть я буду страдать в адских условиях, но дай им всем освобождение, допусти их в Свою обитель». И он на самом деле желал этого. Как это возможно? Для нас это запредельно – как кто-либо может просить такие вещи? И на самом деле желать этого? А он так сильно этого хотел, что все, что мог Господь Чайтанья, Верховная Личность Бога, – это просто плакать, не в состоянии говорить – так сильно Он был тронут состраданием Васудевы Датты: «Это все, чего ты хочешь?» В ответ на его мольбу Господь стал прославлять Васудеву Датту, как будто у Него была тысяча ртов, такая великая душа. Когда Господь прославляет вас, как будто у Него тысяча ртов, значит, Он на самом деле доволен вами. И это цель – удовлетворить Кришну. Господь Шива говорит в восьмой песне, что нет служения, которое бы больше удовлетворяло Кришну, чем принятие неудобств, принесение жертв и переживание трудностей ради блага других. Это удовлетворяет Кришну.

На Джаладутте какое благословение просил Шрила Прабхупада? Если вам семьдесят, вы пережили два сердечных приступа, вы плывете на грузовом судне и у вас всего семь долларов, или сорок рупий, и вы едете в незнакомую страну, не зная, встретит ли вас кто-нибудь… Вы можете молить Кришну: «Пожалуйста, пусть там будет кто-нибудь, кто встретит меня, иначе, что мне делать и куда идти в Америке?» Он прибыл не в современный прекрасный порт – а в док, в грязь – это туда он сошел по трапу с корабля, и он просто шел, не зная, куда идти и что делать. Он не просил Кришну: «Пусть там будет кто-нибудь, пусть мне восстановят здоровье»… Йога кшема вахамйа хам. Если Кришна хочет сделать это, нам незачем просить Его об этом. Кришна поддерживает всем, что преданному необходимо для служения, поэтому Шрила Прабхупада не просил об этом. Он просил только об одном: «Сделай меня инструментом Своей милости, говори через меня, чтобы достичь их сердец, позволь мне стать Твоей марионеткой, чтобы спасти эти падшие души». Это настроение Васудевы Датты, это настроение Прахлада Махараджа, это настроение великих душ.

Хотя Нароттам дас Тхакур был царем, он убирал мочу и испражнения за своим гуру. Хотя гуру отказался принять его своим учеником. Это важная деталь истории – он был отвергнут своим гуру. Он просил Локанатха Госвами о посвящении, но тот отказал ему в инициации: «Я никогда не инициирую тебя, иди в другое место, я неквалифицирован и я не в том умонастроении»… Не было никакой формальной связи, но Нароттам дас Тхакур так почитал его как вайшнава, и в глубине своего сердца считал его своим гуру, что ему было не важно, принял он его или нет, была формальная инициация или нет. Он каждый день тайком убирал мочу и испражнения. И единственный, кто знал, что он делал это, был Кришна. Больше никто. Он не рекламировал это и не публиковал в Интернете: «Я каждый день убираю испражнения гурудева, пожалуйста, помолитесь за меня». Он не говорил ни одной душе, даже гуру, он просто совершал неприглядное смиренное служение, которое только можно выполнять для другого. Но он был так счастлив от этого служения. Локанатху Госвами пришлось спрятаться, чтобы рассекретить его: «Почему ты делаешь это?» Нароттам дас Тхакур ответил: «Я оставил все материальные богатства, и взамен получил большее богатство – положение слуги слуги слуги. Это величайшее из богатств, которое я получил. Индра говорит, что счастье доступно и в аду, я все оставил ради обретения счастья духовного мира – счастья быть слугой слуги слуги, самым низким слугой слуги слуги». Внутри Нароттама дас Тхакур знал, что Кришна был доволен тем, что он делал, хотя никто во всем мире не знал об этом. В конце концов, это единственное, что имеет значение, - чтобы Кришна был доволен. (2007-10-07)