Вопрос: Как на самом деле нужно совершать личное служение духовному учителю, значит ли это именно физическое служение [подобное тому, которое выполнял Нароттама дас Тхакур]. Каково правильное понимание этого?
Ответ Радханатха Свами Махараджа:
Личное смиренное служение – это наша цель, это умонастроение нашего сердца. Кришна – бхава грахи. Преданный может совершать личное служение гурудеву, убирая за ним, но при этом быть очень гордым: «Посмотрите на меня, что я делаю». И мы видели, что люди, которые выполняли подобное служение гуру, думали, что они лучше других, потому что у других нет такого служения. Это не настроение смиренного слуги, это только внешний фасад.
Пример Нароттамы даса Тхакура
Давайте разберем пример Нароттамы даса Тхакура. Он убирал за Локанатхом Госвами, с земли Шри Враджа-дхамы на берегу Ямуны. Очень непригляжное служение, и это было выражением его сердца. Позже по наказу Локанатха Госвами он пришел обратно в Кхетури Грам, и там стал могущественным гуру – он давал лекции тысячам и тысячам, инициировал великих брахманов, таких, как Ганга Нарайана Чакраварти, самого образованного и уважаемого брахмана в той местности на берегу Ганги. Нароттама дас Тхакур не был брахманом – он был каястхой. В некоторых местах каястх считают кшатриями, в других – шудрами, и брахманы из той области считали Нароттама даса Тхакура шудрой, а кастовое сознание тогда было очень развито. Вы только представьте, что подумали кастовые брахманы, когда шудра дал посвящение высокообразованному уважаемому брахману – они сочли это невиданным высокомерием, полным отклонением от ведической системы. Они хотели уничтожить Нароттама даса Тхакура – они пошли к царю, которого, по-моему, звали Нарасимха, и пожаловались: «Этот человек должен быть передан в руки правосудия». Все сообщество образованных смарта-брахманов говорили: «Мы должны наказать этого человека, ты индус, а он разрушает традиции индусов». Они были вне себя, но Ганга Нарайана Чакраварти был полностью уверен, что именно Нароттама дас Тхакур – его гуру, и, несмотря на множество критики, Нароттама дас Тхакур продолжал инициировать все больше и больше брахманов, и не только это – он давал посвящение даже разбойникам. Мы знаем историю Чандра Рая, брахмана, ставшего убийцей, царем тысяч разбойников, который создал собственную армию, с помощью которой завоевал целые города и деревни –грабя, убивая и насилуя. В конечном итоге он принял Нароттама даса Тхакура своим гуру, и сам стал смиренным, мягкосердечным и чистым.
Мы видим – Нароттама дас Тхакур убирал за своим гуру-махараджем самым смиренным образом, и позже он – ачарья с тысячами учеников, дающий лекции, устанавливающий Божества, дающий наставления. Но изменилось ли что-либо? Когда он убирал за гуру или когда он давал посвящение брахманам высокого уровня и проповедовал массам как ачарья, - в своем сердце он всегда был просто низкий смиренный слуга, исполняющий наставление своего гуру-махараджа.
Пример Шрилы Прабхупады
Наш возлюбленный гурудев, Шрила Прабхупада… Когда он плыл на Джаладутте, ничего не имея, находясь в самом низком положении, насколько это только возможно. Он пережил два сердечных приступа, морскую болезнь, у него было сорок рупий, и он никого не знал в Америке. И он молился Кришне: «У меня нет полномочий говорить, я не знаю, что это за люди, я не знаю, как говорить с ними… Кришна, мой гуру-махарадж наказал мне сделать это, и я просто исполняю его волю. Ты можешь послать мне успех или поражение, - это зависит от Тебя, но если Ты будешь говорить через меня, они смогут понять Твое послание. Я – Твоя марионетка, заставь же меня танцевать… У меня нет ни преданности, ни знания, но Ты дал мне имя Бхактиведанты, и от Тебя зависит исполнить его значение». Таким было его положение на Джаладутте – просто смиренное исполнение желания своего гуру.
Несколькими годами позже, как и у Нароттамы даса Тхакура, - у него тысячи учеников, красивые храмы, миллионы распространенных книг. Но изменилось ли что-либо? Он был все тем же, что и на Джаладутте, с тем же настроением – «я просто пытаюсь удовлетворить своего гуру-махараджа, я просто пытаюсь удовлетворить предшествующих ачарьев, повторяя их послание». Таково настроение.
Если вы хотите быть рядом и совершать личное служение своему гуру, а гуру хочет, чтобы вы занимались проповедью, в чем тогда будет ваше личное смиренное служение гурудеву? – делать то, чего хочет он или то, чего хотите вы? (2007-12-22)
Несколькими годами позже, как и у Нароттамы даса Тхакура, - у него тысячи учеников, красивые храмы, миллионы распространенных книг. Но изменилось ли что-либо? Он был все тем же, что и на Джаладутте, с тем же настроением – «я просто пытаюсь удовлетворить своего гуру-махараджа, я просто пытаюсь удовлетворить предшествующих ачарьев, повторяя их послание». Таково настроение.
Если вы хотите быть рядом и совершать личное служение своему гуру, а гуру хочет, чтобы вы занимались проповедью, в чем тогда будет ваше личное смиренное служение гурудеву? – делать то, чего хочет он или то, чего хотите вы? (2007-12-22)