марта 10, 2010

Какова роль желания

[...] Шрутакирти Прабху рассказывал об одном случае, который является очень важным наставлением для всех нас. Он рассказывал об утренней прогулке, по-моему, это было в Лос-Анджелесе. Обычно на эти прогулки со Шрилой Прабхупадой позволялось приходить только старшим преданным, и обычно у них было столько вопросов... но один преданный за всю ту прогулку не произнес ни слова, не задал ни одного вопроса, и, когда в конце Шрила Прабхупада уже сидел в машине и закрывал за собой дверь, этот преданный подбежал к нему, и, встав между дверью и Шрилой Прабхупадой, со сложенными руками, задал свой вопрос: "Что нужно, чтобы стать сознающим Кришну?" Шрила Прабхупада ответил одним словом. Таково могущество великих вайшнавов, ачарьев - они способны давать всему миру и на все времена самое важное из всех знаний и менять наши жизни одним словом. Ни шлокой, ни даже сутрой - одним словом. И этим словом было "ЖЕЛАНИЕ." Многие из вас, быть может, подумали, что он скажет: "воспевай," это очевидно, но Шрила Прабхупада пошел глубже - "желание."

В основе всего лежит наше желание, Кришна устраивает всю нашу жизнь и отвечает нам в соответствии с тем, какие у нас желания. Наше воспевание привлекает Кришну согласно тому, какие у нас при этом желания.

На дханам на джанам на сундарим
Кавитам ва джагадиша камайе
Мама джанмани джанманишваре
Бхаватад бхактир ахайтуки твайи

Этой красивой шлокой Шри Чайтанья Махапрабху учит нас настроению, в котором мы должны воспевать, каковы должны быть наши желания: "Я не желаю красивых женщин или богатства, я не желаю престижа или могущества, я не желаю ни последователей, ни освобождения от страданий этого мира. Единственное, чего я желаю - служить Тебе, о мой Господь, даже если это означает быть жизнь за жизнью в этом материально мире."

Айи Нанда-тануджа кинкарам патитам мам вишаме бхавамбудхау
крипайа тава пада-панкаджа-стхита-дхули-садришам вичинтайа

Все это о желании. "Я принимаю у Тебя прибежище, о Шри Нанданандана, у меня нет другой надежды, и мое желание - позволь мне быть всего лишь пылинкой у Твоих лотосных стоп, позволь мне любить Тебя, о мой Господь, это - мое единственное желание. Когда я воспеваю Твои святые имена, я желаю, чтобы из моих глаз текли слезы, чтобы мой голос дрожал и чтобы волосы вставали дыбом. Без Тебя все материальное творение кажется мне пустым."

Какое желание у Господа Чайтаньи? - "Кришна, если Ты хочешь, Ты можешь пренебречь мной, Ты можешь обнять меня, можешь разбить мое сердце, я желаю, чтобы Ты делал со мной все, что пожелаешь, потому что я - Твой слуга несмотря ни на что."

И мы читаем молитвы великих преданных, которые есть выражение их желаний. Кхолавеча Шридхар не желал богатства Индры или мистических сиддх, или освобождения, или возвышения до Вайкунтхи. Единственное, чего он желал, - всегда помнить красивую форму Нимая, крадущего у него бананы, и отвечая Ему на это вручая Ему свою жизнь.

Прахлад Махарадж ничего не желал для себя, он желал только дать освобождение своему отцу Хираньякашипу: "Если Ты желаешь дать мне благословение, единственное благословение, которое я у Тебя прошу, - позволь мне рождаться в этом материальном мире до тех пор, пока здесь находятся глупцы, забывшие Тебя, чтобы я мог им напоминать о Тебе."

Да, мы можем сказать, что это - великие личности, жившие тысячи и тысячи лет назад, о которых мы читаем в писаниях, но мы можем увидеть таких людей и среди нас, даже сегодня. В чем величие Шрилы Прабхупады? В том, каким было его желание. В 70 лет он сел на грузовой корабль, плыл на нем 31 день, пережил два сердечных приступа без оказания медицинской помощи, морскую болезнь. Мы даже не можем себе представить, какие проблемы со здоровьем у него были. Там не было ни ухода, ни лекарств, ни врачей, он был один посреди океана с 40 рупиями, не подлежащими обмену. Он никого там не знал, он не знал, встретит ли его кто-нибудь. Те, кому за 70, могут иметь хоть какое-то представление о том, каково это, остальные же могут только догадываться. Старики становятся очень зависимыми, они нуждаются в заботе, в ком-то, кто может помочь им. Но Шрила Прабхупада... он был благодарен, он возносил молитвы: "Мой дорогой Господь, позволь мне быть марионеткой в Твоих руках." Он молился только об этом: "Дай мне слова, чтобы достичь их сердец, позволь мне дать им сознание Кришны, потому что они страдают, заставь меня танцевать как Ты хочешь, Кришна, у меня нет бхакти, нет преданности, нет знания. Ты дал мне имя Бхактиведанта, теперь от Тебя зависит претворить его значение." Вот суть Шримад Бхагаватам - Кришна ставит Своего преданного в такие обстоятельства и потом раскрывает миру его желание, его молитвы.

Бхакти Тиртха Свами Махарадж. Единственное, о чем он молился в свои последние дни, конечно, ему приходилось иметь дело со своим телом, но он молился о том, чтобы отдать свое сердце, свою душу, свою жизнь, свое все - Кришне, отдать свое последнее дыхание ради благополучия преданных. А наш Стока Кришна Прабху: "Мне не нужно ничего в этом мире, я хочу только быть рядом с преданными и слушать святые имена." Все это о желаниях.

Кришна наделит нас силой и защитит нас в соответствии с тем, какие у нас желания. Вся цель общения с преданными - просто в том, чтобы зафиксировать наше сознание на правильных желаниях. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур и Шрила Прабхупада осуждали тех, кто, не находясь на продвинутом уровне, уходят в уединенные места, чтобы воспевать Харе Кришна, потому что, если у вас нет правильного желания, вы не удовлетворите Кришну своим воспеванием. В этом мире, и внутри, и снаружи, майа так сильна, нам необходимо общество, чтобы помочь очистить наши желания. Желание чего-то материального, для себя, обкрадывает нашу собственную жизнь, ту возможность, которой мы обладаем. У нас может быть вожделение, зависть, гнев, жадность, гордость, иллюзия, таков мир. Мы создали такие кармические условия в прошлом. Но если вы искренни, ваше желание будет таким, даже если вы все еще привязаны ко всем этим анартхам, - "я хочу оставить их, я не хочу этого, это неправильно. Кришна, не помогай мне удовлетворять мое вожделение, мою гордость или мой гнев, или что-то еще, просто позволь мне быть слугой слуги слуги Твоего слуги и удовлетворять Тебя воспеванием Твоего святого имени."

К сожалению, но, как мы понимаем из Шримад Бхагаватам, к счастью, вещи в этом мире не происходят так, как их планируем. Если бы все шло по плану, никто бы не становился преданным, майа так сильна. А если вы стали преданным, если все идет по плану, вы никогда не совершали бы прогресса. Такова природа этого мира. В этом и проблема - мы не контролируем все крушения этого мира, а мы хотим контролировать свое тело, свою семью, свою работу, материальную природу различными способами, но проблема в том, что это невозможно, и никогда не будет возможным. В момент такого кризиса важно, какое у нас желание, Кришна смотрит на это, и это то, что определяет наш прогресс. Кришна видит наши желания.

Майа может помочь нам находиться в иллюзии, она вводит людей в заблуждение, чтобы они считали себя важными и продвинутыми, мы даже можем сами себя так обманывать, вводить в заблуждение весь мир. Но Кришна видит нашу ценность в наших желаниях, Он видит их самую суть. И то, скольким мы желаем жертвовать, чтобы это желание исполнилось, насколько мы его культивируем, делаем его главным, несмотря на присутствие остальных. И мы читаем в молитвах святых во всех писаниях, каким должно быть это желание - желание чистого преданного служения. (2007-003-11)