марта 15, 2011

Благословение садху

Шримад Бхагаватам 4.22.10. Глава “Встреча Махараджи Притху с четырьмя Кумарами.”

адхана апи те дханйах

садхаво гриха-медхинах

йад-гриха хй арха-варйамбу

трина-бхумишвараварах

Человеку, даже если он небогат и привязан к семейной жизни, есть чем гордиться, если его дом посещают святые люди. Хозяин дома и его слуги предлагают возвышенным гостям воду, с удобством усаживают их и оказывают им достойный прием. К такому дому приходит заслуженная слава.

КОММЕНТАРИЙ Шрилы Прабхупады:

С материальной точки зрения, если человек небогат, то ему нечем гордиться, если же человек слишком сильно привязан к семейной жизни, то ему нечем гордиться в духовном отношении. Однако святые люди всегда готовы посетить и дом бедняка, и дом того, кто привязан к материальной семейной жизни. Когда в дом приходит святой, он приносит славу этому дому, его хозяину и слугам, потому что, принимая гостя, они омывают ему стопы, усаживают его на почетное место и ухаживают за ним. Иначе говоря, когда святой приходит в дом ничем не примечательного человека, он своими благословениями приносит ему славу. Поэтому в ведическом обществе домохозяева старались приглашать к себе в дом святых людей, чтобы получить их благословения. В Индии этот обычай сохранился до сих пор: куда бы ни пришел святой человек, хозяева оказывают ему достойный прием, а сами получают возможность приобщиться к трансцендентному знанию. Поэтому долг санньяси — путешествовать всюду, чтобы оказывать милость домохозяевам, которые, как правило, невежественны в вопросах духовной жизни.

Кто-то может возразить, что домохозяева в большинстве своем небогаты и не могут принимать у себя великих святых и проповедников, поскольку их всегда сопровождают ученики. Принимая у себя дома святого человека, хозяин обязан позаботиться и о его спутниках. В шастрах говорится, что Дурвасу Муни повсюду сопровождали шестьдесят тысяч учеников, и, если в каком-нибудь доме их принимали недостаточно хорошо, Дурваса Муни очень гневался и иногда проклинал хозяина. Однако на самом деле каждый домохозяин, независимо от своего положения в обществе и доходов, может радушно принять святых гостей и предложить им хотя бы воду, потому что питьевая вода найдется в каждом доме. В Индии, даже если гость пришел неожиданно и его нечем угостить и даже если он самый обыкновенный человек, ему всегда предложат стакан воды. Но если в доме нет воды, тогда гостя нужно усадить, пусть даже на соломенную подстилку. А если нет и соломенной подстилки, нужно не мешкая очистить небольшой участок земли и усадить гостя туда. Если же у домохозяина нет даже такой возможности, он должен просто сложить ладони и поприветствовать гостя словами: «Добро пожаловать». Если же он не может сделать даже этого, ему остается только проливать слезы, скорбя о своей жалкой участи, и вместе со всей семьей, женой и детьми, склониться перед гостем. Так он угодит любому гостю, даже если это святой человек или царь.

ЛЕКЦИЯ.

Мгновение общения со святой личностью – самое ценное во всем творении

Я очень рад этой возможности быть среди всех вас в Гита Нагари, особенно я в высшей степени благодарен за время, которое уделяет мне Его Святейшество Бхакти Тиртха Махарадж, чтобы я мог приложить какие-то усилия и выразить ему свою огромную благодарность и любовь – за все, что он сделал и продолжает делать для меня, для общества Прабхупады и всего мира. Писания говорят нам: Садху санга садху санга садху санга сарва сидхи хайа сарва шастре кайа лава матре. Мгновение общения со святой личностью – самое ценное во всем творении, потому что это мгновение может открыть нам двери к высшему совершенству освобождения. Бхагаватам говорит, что такое мгновение общения с великим вайшнавом настолько ценно, что его ценность намного превосходит возвышение до райских планет, достижение всех мистических сил и даже само освобождение. Чайтанья Махапрабху провозглашает, что таково заключение всех писаний – нет ничего более священного, чем общение со святыми личностями.

Кришна проявляет Свою милость больше через Своего преданного, чем Сам непосредственно. Такова Его воля и такова природа любви. Жизнь и душа преданных – в прославлении Кришны, и Кришна отвечает им взаимностью, прославляя их. Васудева Датта был таким преданным – его жизнь, его душа, его все было предназначено для прославления Шри Чайтаньи Махапрабху. Зная, что Шри Чайтанья Махапрабху низошел в этот мир, чтобы освободить даже падших и грешных людей, он просто хотел быть инструментом Его милости, и больше ничего. Он молил: «Позволь мне принять на себя грехи всех живых существ во всей вселенной и страдать в адских условиях, потому что это разбивает мне сердце, мне невыносимо видеть людей в таких жалких условиях – в забвении о Нем. О мой Господь, исполни это одно мое желание». Шри Чайтанья Махапрабху – это Параматма в сердце, Он знает саму суть устремления каждого. Можно что-то говорить, но Господь знает наши намерения. Зная, что это устремление было искренним - молитва Васудевы Датты, Шри Чайтанья Махапрабху плакал, не в силах сдержать Свои слезы. Его тело дрожало, Он утратил связь с внешним миром, Он не мог говорить и, в конце концов, все, что Он смог – это прославить Васудеву Датту. Говорится, что, когда Шри Чайтанья Махапрабху прославлял его, это было так, как будто у Него была тысяча ртов, - таковы были Его энтузиазм и любовь. […]
Миссия Кришны и Его преданных в этом мире

Махарадж Притху в этой главе – это царь всего мира, и все жители приходят, чтобы прославить его. Когда он впервые появился вместе с Арчи, своей супругой, все жители, брахманы стали прославлять его, но он остановил их, сказав: «Я еще ничего не сделал, не следует прославлять человека за то, что он еще не совершил». Но потом он совершил и это, и намного больше этого – настолько он был решителен в своем сострадании к миру. Это единственное дело Кришны в этом мире – сострадание, Ему нечего здесь делать, Он – наслаждающийся, Раса-радж, на планетах Вайкунтхи, на Голоке, а это – тюрьма. Ему нет необходимости приходить сюда, чтобы получать наслаждения, потому что Он – Верховный наслаждающийся. У Него есть Радхарани, и гопи, и гопы, безгранично и вечно являющие самые сладкие экстатические, полные нектара игры. Зачем Ему приходить в этот мир? – только по одной причине – из сострадания, чтобы возвысить и дать сокровище бхакти – сокровище божественной любви – людям, которые забыли о Нем и отвергли Его. Это Его миссия и миссия Его преданных, нисходящих в этот мир. Подумайте, какие лилы являет здесь Кришна, но Он может делать это и в духовном мире, зачем же Он делает это здесь? – чтобы спасти нас. Поэтому Кришна говорит в Бхагавад-Гите – «нет никого более дорогого Мне, чем тот, кто распространяет Мое послание в этом мире».

Махапрабху возвещал: «Я пришел как садовник, со столькими плодами для этого мира – плодами любви к Богу». Голокера према дхана харинама санкиртана… Он принес Святое Имя Кришны с Голоки Вриндавана, желая раздавать его в этом мире, а плод такого воспевания – это према, божественная любовь, обретаемая через харинаму-санкиртану. Он распространял плоды любви к Богу – щедро и бесплатно. Но при этом Он говорил - «Сколько могу Я распространить?», и звал Своих бесчисленных последователей, чтобы помочь Ему в этом.

Это было миссией Прабхупады – он жил во Вриндаване, прямо в сердце раса-лилы Кришны в Севакундже, в обществе Рупы и Дживы Госвами, но он уехал оттуда, чтобы приехать в Гита Нагари, Нью-Йорк, Лондон, Лос-Анджелес, Чикаго. Зачем? – Не из-за себя, а потому что единственное дело Кришны в этом мире – это сострадание. Проявление любви – это служение Его миссии. Прабхупада в своем сердце уже пребывал на Голоке Вриндавана, и до своего последнего вздоха в этом мире, как мы можем видеть на видео Ядубары Прабху, даже когда он был не состоянии двигаться, Прадьюма Прабху и Джайадвайта Махарадж держали диктофон у его рта, потому что он все еще продолжал давать комментарии Бхактиведанты на Шримад Бхагаватам. Все еще проповедуя и проявляя сострадание – до последнего биения сердца. Такой пример он нам показал.

Я вчера был с Бхакти Тиртхой Махараджем вечером. Кто бы ни приходил к нему – будь то его духовный брат, ученик или кто-то еще, - он всем желает давать Кришну, он продолжает планировать выступления на ТВ-шоу, чтобы давать Кришну. Многие из нас уже были бы где-нибудь в маленьком кутире во Вриндаване в свои последние дни, а он все продолжает желать идти на ТВ-шоу, чтобы давать Кришну – настолько он ухватил саму суть любви Шрилы Прабхупады. Я очень глубоко тронут и очень благодарен видеть это.

Величайшее благословение – служить великим душам

Махараджа Притху прославляли все жители. Его миссией, как аватары Господа Вишну, было просто помочь им осознать Бога. И ему пришлось многое сделать для этого, но его целью было проявить сострадание ко всему человечеству. В этой конкретной главе он монарх, и жители искренне признательны ему. Неожиданно приходят четыре кумара. Они пришли как 4-5-летние дети, это было их способом оставаться выше всех покровов существования. Но это – величайшие святые, хотя им всего по пять лет. Согласно Шримад Бхагаватам, это – старшие браться Господа Шивы – на заре творения они были из ума рождены Господом Брахмой, Шива был рожден после них. Даже Господь Шива почитает кумаров за старших. Таково осознание. Одна их четырех сампрадай – это кумара-сампрадайа. Они просто путешествовали, проповедуя чистое преданное служение. Бхагаватам описывает, что они изначально были освобожденными душами, достигшими мукти, но когда они ощутили сладость бхакти за мгновение общения с Господом Вишну, они поняли, насколько счастье мукти незначительно по сравнению с блаженством от чистого преданного служения. Эти великие святые, которые исходили весь мир, повинуясь состраданию Господа, пришли к Махараджу Притху, и Махарадж Притху прямо перед всеми занял смиренное положение по отношению к ним – он сошел с трона и усадил их на него, омыл им стопы, выпил эту воду и побрызгал ее себе на голову, и также раздал ее всем жителям. И после того, как он предложил все это, он предложил им свою жизнь, вознеся прекрасную молитву, которую мы читаем сегодня. Махарадж Притху – Бог, это аватара Господа, но он показывает этот самый священный и важный принцип: если мы не поймем настроение смиренного служения великим душам, мы никогда не станем дороги Кришне, что бы мы ни делали. Мы можем повторять имена Господа всю жизнь, день и ночь, но если мы не знаем, как смиренно служить великим душам, Кришне не будет никакого дела до нашего повторения. В этом суть религии – повторять святые имена, служить вайшнавам и быть сострадательным инструментом их милости для всего мира. В этом суть миссии Господа Чайтаньи. Махарадж Притху хотел научить нас, что, кем бы мы ни были – образованными учеными, могущественными общественными лидерами, с бесчисленными последователями, все равно мы должны занимать самое смиренное положение – почитать и служить великим душам. Здесь он говорит, что, какой бы смиренный жест служения человек ни совершил, он благословлен им. Это вечное благословение.

Как говорит Прабхупада, мы можете работать как осел, с пеной у рта, всю свою жизнь, чтобы достичь положения, богатства, отдать всю жизнь этому, но это бесполезно. С духовной точки зрения, с точки зрения реальности это бесполезно. Но одно смиренное, искреннее, исполненное преданности подношение святой личности дает вам благословение, которое обладает безграничной, изначальной ценностью. Нехабхикрама-нашо 'сти пратйавайо на видйате свалпам апй асйа дхармасйа трайате махато бхайат. Нет ничего более ценного, чем благословение великой души, - именно этого мы должны жаждать, по этому тосковать и к этому стремиться – к благословению великой души.

Благословение исходит из сердца спонтанно

Как мы получаем благословение? Это не так, что вы официально, формально просите: «Благословите меня». Есть знаменитая история. Материалистичные люди обращались к Прабхупаде и требовали у него благословения. Один из слуг Прабхупады, Нанда-кумар, рассказывал, что однажды Прабхупада давал лекцию, и потом, когда он пошел в свою комнату, за ним последовал один богатый человек: «Свамиджи, Свамиджи, дайте мне благословение, дайте мне благословение». Прабхупада просто шел, а тот следовал за ним всю дорогу. Прабхупада уже открывал дверь в свою комнату, собираясь зайти, когда этот человек припал к нему: «Свамиджи, дайте благословение, дайте благословение». Тогда Прабхупада повернулся и сказал: «Я благословляю, чтобы твоей материальной жизни пришел конец». И запер за собой дверь. Это человек остался снаружи. Нанда-кумар также был там. Он сказал, этот человек просто упал на пол, взывая: «Свамиджи, не такое благословение»… Но было поздно – Прабхупада уже был в своей комнате.

Но мы получаем благословения не таким способом. Вы не можете требовать благословения, приказывать дать их, - вы можете воспринимать благословения. Как мы получаем благословения? – через смиренные, искренние, честные усилия служить и удовлетворять великие души. Если вы настойчиво служите воле великих душ, то великой душе не надо поднимать руку и говорить «благословляю тебя». Благословение спонтанно, щедро исходит из их сердца.

Разделяйте благословения с другими

Это мир рождения и смерти, каждый уйдет, так или иначе, в то или иное время. Прабхупада рассказывал, что в Северной Калифорнии есть деревья, которым по семь тысяч лет. Представляете, сколькое они повидали? Они были здесь, когда Кришна являл Свои игры, когда Будда медитировал в Бодх Гайе, когда Шанкарачарья распространял свое учение, когда Моисей переходил Красное море. Те же деревья, стоят на протяжении истории - когда происходили мировые войны, существовали греческая, римская империи, империя моголов, они стоят – те же души, те же тела. Прабхупада говорил: «А сколько совершил Иисус для этого мира, прожив всего 33 года, Шанкарачарья, что сделал он, прожив лишь 32 года, а Шри Чайтанья Махапрабху – всего 48 лет, но что сделал Он?» Человеческая жизнь – это качество, и ее успех зависит от того, насколько мы отвечаем взаимностью на любовь Господа, получая эти благословения и разделяя их с другими. Прабхупада получил благословения через парампару, через гуру, и прожил жизнь, делясь ими. Он не хотел оставлять их для себя. Шри Чайтанья-Чаритамрита прекрасно описывает, что духовные принципы абсолютно противоположны материальным. Материальный принцип таков – чем больше вы отдаете, тем меньше вам остается. Духовный – чем больше вы отдаете, тем больше Кришна дает вам, чтобы вы отдавали.

Когда жизнь достойна прославления

Махарадж Притху объясняет здесь, как удачлив тот, кто получает общение и благословение великой души. Даже если человек небогат или привязан к семейной жизни, его жизнь становится достойной прославления, его дом становится достойным прославления, если он искренне и честно служит великим душам. Этим Прабхупада дает красивое и милостивое объяснение, как можно служить великим душам, он просто нисходит до самых фундаментальных способов их почитания. В Бхагавад-Гите Кришна говорит, если не можете делать это, делайте то, если не можете делать то, делайте это… Так или иначе, Он всем дает шанс совершать духовный прогресс. Прабхупада дает ту же систему – пригласите великую личность в свой дом. Бхагаватас тиртха-бхутах свайам вибхо. тиртхи-курванти тиртхани свантах-стхена гадабхрита. Место, где находится святая личность, становится местом паломничества. Все места паломничеств – в пыли со стоп искренних преданных Господа, потому что такой преданный всегда хранит Кришну в своем сердце. Поэтому, куда бы он ни поставил свою стопу, такое место становится местом паломничества. Так Махарадж Юдхиштхира прославлял Видуру. Когда Шри Чайтанья Махапрабху был в Южной Индии, курма-брахман пригласил Его в свой дом, омыл Ему стопы, предложил сиденье, он раздал эту воду всей семье, чтобы выпить и побрызгать на голову, и потом предложил молитвы: «Те самые стопы, которые ищут и на которые медитируют Господь Брахма, Господь Шива и Лакшми, те самые стопы сейчас в моем доме, сегодня мое рождение, моя семья, мое богатство достигли успеха, потому что Ты принял наше служение, поместив Свои лотосные стопы в нашем доме».

Жизнь успешна, если великая душа принимает наше служение

В чем заключается жизненный успех? В материальном смысле мы говорим, что успех заключается в накоплении чего-либо, но на самом деле успех заключается в том, что великая душа принимает наше служение. В этом успех, нет ничего более великого. Ничто более так не вдохновляет и очаровывает наше сердце, чем когда великая душа принимает наше служение, потому что когда великая душа принимает наше служение, его принимает Кришна. Йасйа прасадат…. Когда преданные Господа приходят в наш дом, а мы просто искренне и честно служим им, в этом наше самое великое богатство.

Слуга слуги слуги слуги

Прабхупада дает пример Дурвасы Муни, который ходил с 60 тыс. учеников. И предложить им хотя бы немного воды, вы можете себе это представить? Очень сложно. Но это очень фундаментальный принцип. Пожалуйста, поймите его. Прабхупада говорит – даже если великая душа приходит к вам, если духовный учитель приходит к вам, удовлетворить их еще не достаточно – надо удовлетворить всех, кто вместе с ним, кто дорог ему. Если мы хотим удовлетворить Кришну в нашем движении ИСККОН, мы удовлетворяем Прабхупаду, но чтобы удовлетворить Прабхупаду, мы должны удовлетворить преданных. Если вы оскорбляете преданных и прославляете Прабхупаду, будет ли Прабхупада доволен? Нет.

Есть знаменитая история про Рамануджу ачарью. Он решил навестить одного своего богатого ученика, и на подходе к городу послал к нему пару своих брахмачари: «Идите и скажите, что я уже на подходе к городу, чтобы они готовились к моему визиту». Они пошли. Тот человек пришел в такое волнение: «Гурудев идет». Он позвал слуг, родных, чтобы все подготовить для встречи гурудева. Он был исполнен такого энтузиазма, все так прекрасно организовал, чтобы принять его. Брахмачари вернулись: «О, он все очень хорошо подготовил к вашему визиту». Рамануджа ачарья спросил: «А как он принял вас?» Они ответили: «Он был в таком энтузиазме, подготавливая все к встрече с вами, что не встретил нас, у него просто не было времени». – «Он дал вам воды, прасада, усадил вас, тепло поприветствовал?» - «Нет, как только он услышал ваше имя, он стал готовиться к встрече с вами». Тогда Рамануджа ачарья сказал: «Я не пойду в это место. Если там не выражают почтение, не служат смиренно моим слугам – тем, кого я люблю, зачем мне идти туда?»

Потом он сказал: «Есть один бедный домохозяин, идите к нему и скажите, что я иду». И этот бедняк дал им соломенные подстилки, прасад, приятные слова. «О, гурудев идет, как здорово». И Рамануджа ачарья остановился в его доме. Тем временем богатый человек был полностью сбит с толку – он все приготовил, думая, что идет гурудев, а он так и не пришел. Он узнал, что Рамануджа ачарья остановился в доме какого-то бедняка, его духовного брата. Он не мог понять, что происходит, и потому пошел к Раманудже ачарье, и со слезами спросил: «Что я сделал не так?» Рамануджа ачарья ответил: «Ты думаешь, ты можешь удовлетворить меня напрямую? Ты не можешь отделять меня от тех, кого я люблю». Мад бхакта пуджа бхйaдхика. Кришна больше доволен, когда мы служим Его преданным. Тогда он понял, что совершил великое оскорбление, и заплакал, припав к стопам Рамануджи ачарьи и умоляя о милости всех преданных: «Теперь я понял урок – без служения вайшнавам я не могу удовлетворить моего духовного учителя». Рамануджа ачарья сказал: «На обратном пути я остановлюсь в твоем доме». Хороший урок всему миру.

Как, согласно ведической литературе, встречать незнакомцев, не зная, кто они, когда они приходят в наш дом. Обязанность грихастхи – служить им очень хорошо, и оскорблением является не делать этого, что же говорить о садху – великих святых вайшнавах… Поворотный момент нашей духовной жизни – как мы принимаем этот дух писаний и учимся глубоко и с благодарностью ценить общество преданных. Эта благодарность выражается в нашем жадном желании служить. Тот дом, где есть настроение служения, становится Вайкунтхой, и храм становится Вайкунтхой. Это важно. (2005 Гита Нагари)