августа 18, 2011

Станьте рупанугой


Принцип Рупы Госвами

[…] Сегодня день ухода Шрилы Рупы Госвами. Он установил принцип, сделал то, что не удавалось никому другому в истории мироздания – аньябилашита шуньям... Что такое чистое преданное служение? – это служение без желания получать чувственное удовольствие самому, иначе это – карма-канда, если служение смешанное, – это карма-мишра-бхакти – “я служу, но также прилагаю усилия, чтобы получить от этого что-то материальное – я ищу положения, известности, денег.” Мы должны быть очень осторожными и не позволять этим желаниям загрязнять наше бхакти. Желание мистических совершенств должно быть отвергнуто, людей очень привлекают мистики, которые могут исцелять больных, благословлять и давать богатство, читать мысли, ходить по воде или летать по воздуху. Сколькие из вас хотели бы уметь это? Чем ждать в очереди в аэропорту, вы просто произносите мантру, и вы – в Лондоне, или, кто более благочестив, вы произносите мантру, и вы – на вершине холма в Тирупати, на Тирумале. Это очень привлекает. Но желать этого – это отклонение от чистого преданного служения. Даже желание освобождения – мукти, которое большинство, даже в Индии, - считают наивысшей целью жизни. Это – мир страданий, и никто не любит страдать – адхиатмика, адхидайвика, адхибхаутика – болезни, беспокойства ума, увечья, окружающая среда – слишком жарко, слишком холодно, страдания тела, никто не хочет испытывать страдания, столько технологий придумано, чтобы избежать боли; страдания от природных явлений – цунами, землетрясений, наводнений, жары, холода; страдания, причиняемые другими, террористами, соперниками, завистниками, соседями по комнате в ашраме – очень много трудностей, кто после этого не захочет освобождения? – только один человек – чистый преданный. Чистому преданному не важно, страдает он или нет, его заботит только одно – счастье Кришны. Гопи сами захотели взять пыль со своих стоп и дать Кришне, даже если за это им придется пойти в ад, это не так важно, если это принесет Кришне счастье. Почитайте в пятой Песни Шримад Бхагаватам, на что похож ад и что значит пойти туда, мы слишком дешево об этом судим. В пятой Песни очень хорошее описание. Гопи понимали все эти принципы, и были согласны пойти в любое из тех мест, если бы это доставило Кришне удовольствие. Это тот принцип, который дал нам Шрила Рупа Госвами: шри чайтанья мано бхиштам стхапитам йена бху-тале свайам рупах када махйам дадати сва падантикам.

Природа Господа Чайтаньи

Шрила Рупа Госвами был уполномочен Господом Чайтаньей постичь Его сердце в совершенстве. Кто такой Шри Чайтанья Махапрабху? – Радха и Кришна явились в этой форме Господа Чайтаньи, чтобы даровать высший духовный экстаз – трансцендентное достижение, которое никогда не давалось этому миру бесплатно. Радха и Кришна давали враджа-бхакти только нескольким избранным, которые были полностью чисты. Господь Чайтанья – это Радха и Кришна, дарующие ту же враджа-бхакти, но даже грешникам, даже млеччхам и яванам, даже атеистам, которые просто согласны принять ее. Господь Чайтанья Махапрабху был в наивысшей степени милостив, но также Он был Самим Кришной, испытывающим любовь Радхарани.


Возвышенное положение Рупы Госвами
Шрила Прабхупада – истинный рупануга

Рупа Госвами в совершенстве постиг всю глубину милости Господа Чайтаньи и глубину Его любви. Он понял игру Господа Чайтаньи Махапрабху, и Господь Чайтанья именно его уполномочил представить это миру. Мы не можем постичь Господа Чайтанью без милости Рупы Госвами, это может устроить только Господь Чайтанья. Вы не можете быть последователем Господа Чайтаньи не будучи при этом рупанугой – тем, кто следует по стопам Шрилы Рупы Госвами. И для всех наших ачарий Гаудия-сампрадайи лотосные стопы Рупы Госвами – это все. Он – ачарья нашей сампрадайи, избранный Самим Господом Чайтаньей, и по этой причине Господь Чайтанья лично устроил так, чтобы у Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады были эти две комнаты в храме Шри Шри Радха-Дамодары, где Шрила Прабхупада жил, и если вы изучите его комнаты, - то поймете, что он был ближе, чем кто-либо на земле, к самадхи Рупы Госвами, даже госвами из храма Радха-Дамодары не жили так близко, как он. А он жил именно там – у самадхи Рупы Госвами, в храме главного ученика Рупы Госвами – Шрилы Дживы Госвами, чтобы подготовить себя к исполнению воли Господа Чайтаньи.

Мы знаем, что Шрила Рупа Госвами был очень и очень богатым и успешным грихастхой, высокопоставленным министром царя – мультимиллионером, очень молодым и очень красивым. У него было все – роскошь, безопасность. Мы читаем в священных шастрах, особенно в бхакти-ратнакаре, какими были его качества. Он всегда жаждал служить вайшнавам, всегда жаждал проливать милость на других. Он был превосходным домохозяином. Шрила Прабхупада, как рупануга, так же был превосходным грихастхой, - у него уже были жена и дети, когда он встретил своего гуру – Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура, и хотя, как и Рупа Госвами, он исполнял свои обязанности очень ответственно, он всегда жил в настроении слуги своего гуру, всегда помогал в гаудия-матхах, всегда помогал своим духовным братьям различными способами. Например, в Бомбее, когда Шрила Прабхупада жил там, он выходил проповедовать вместе со своими возлюбленными духовными братьями-санньяси, собирать пожертвования, открывать храм, он приглашал гуру-махараджа устанавливать Божеств, это было удивительно, очень успешно. Хотя он зарабатывал и обеспечивал семью со всей ответственностью, его садхана, служение миссии, стремление помогать другим – величайшая благотворительность – всегда были средоточием его жизни, истинного рупануги.

Когда Господь Чайтанья Махапрабху указал Рупу Госвами: “Ты должен оставить семейную жизнь и отдать всю свою энергию Моей миссии,” он все оставил. Никто из вас не способен сделать то, что сделал он. Шрила Прабхупада объясняет, почему, - у него было столько золота, что он мог заполнить им лодку. Я уверен, никто из присутствующих не может заполнить золотом даже рикшу. А он все оставил, ничего с собой не забрав, - оставил все, и это потрясающе. Половину он отдал брахманам-вайшнавам, чтобы они распространяли сознание Бога, одну четверть – семье, чтобы у нее была стабильность и безопасность, и еще одну четверть он оставил на непредвиденные расходы, большая часть которых понадобилась Санатане Госвами. А он все оставил, стал санньяси, чтобы помогать миссии Господа. Песня, которую мы пели, описывает его преданность: он был мандала-пати, высокопоставленным политиком – могущественным, известным и богатым человеком, он был ученым – он знал санскрит, арабский, персидский языки.. вряд ли он знал английский, но он мог бы изучить любой язык, какой хотел, просто в те времена не было необходимости знать английский. И он все это оставил, чтобы жить под деревьями, носить кем-то выброшенную одежду как каупину, собирая подаяние ради миссии Господа.

Шрила Прабхупада был рупанугой – он следовал по его стопам. Чайтанья Махапрабху дал наставление Рупе Госвами, и по парампаре Господь Чайтанья, через Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура, дал наставление Шриле Прабхупаде. Шрила Прабхупада оставил все, и, подобно Рупе Госвами, пошел во Вриндаван, поселившись с ним по соседству в храме Радха-Дамодары, ради миссии Шри Чайтаньи Махапрабху.

Особенное настроение Господа Чайтаньи

Рупа Госвами известен как тот, кто постиг сердце Шри Чайтаньи Махапрабху. Это раскрылось, когда Рупа Госвами жил в Шри Джаганнтаха Пури. Во время Ратха-ятры Шри Чайтанья Махапрабху был на параде со всеми миллионами людей, но Он был не просто посетителем Ратха-ятры, - Он был на Курукшетре в настроении Радхарани после многих лет разлуки с Кришной, молящую Его вернуться во Вриндаван. Таким было Его настроение. Он был в настроении самой возвышенной супружеской любви – мадхурья-расы. Во время этой Ратха-ятры Он пребывал в таком экстазе, что считал Себя Радхарани, говорящей с Кришной в форме Джаганнатхи, и никто не понимал, о чем Он говорил. Он пел песни о любви – Господь Чайтанья пел эти песни влюбленного к своей возлюбленной, не упоминая Кришну. Рупа Госвами в совершенстве понял, что Он хотел сказать:

“Я – Та же Радха, Ты – Тот же Кришна, это – те же лунные ночи весной, но Я хочу, чтобы Ты вернулся во Вриндаван, Я не хочу видеть Тебя без павлиньего пера, Я не хочу видеть Тебя в царских одеяниях, просто вернись и стань опять тем веселым пастушком”…

Настроение Радхарани

Какова природа любви Радхарани? – почему Она молит Господа Джаганнатху вернуться во Вриндаван? – потому что Она видит, что Ее сердце разбито, и у всех остальных сердце разбито тоже, и Она хочет, чтобы Кришна проявил к ним сострадание, но на самом деле Она движима пониманием, что Кришна более счастлив во Вриндаване, и Ее единственный в жизни мотив – чтобы Кришна был счастлив, и ради этого Она была готова претерпеть любые страдания от разлуки, все что угодно, только бы Кришна был счастлив.

Смирение Рупы Госвами

Когда Господь Чайтанья пел эти таинственные песни, Рупа Госвами написал комментарий к ним на пальмовом листе и повесил его на крышу кутира Харидаса Тхакура, где он жил, потому что мы знаем, что, хотя Рупа Госвами принадлежал к касте сарасват-брахманов, он был отвергнут индусским обществом, потому что служил царю-млеччхе. Он не пытался восстановить свое положение. Удивительно, что Рупа Госвами никогда не заходил в храм Джаганнатхи, как и Санатана Госвами или Харидас Тхакур, единственной их возможностью увидеть Господа Джаганнатху была Ратха-ятра, и когда Господь Джаганнатха заходил в храм Гундича, они не заходили за Ним внутрь, и никогда бы не зашли – таким было их смирение.

Удивительная отзывчивость Господа

А когда Господь Чайтанья пришел и прочитал этот стих, Он воскликнул: “Как это возможно, что Рупа Госвами в этом одном стихе совершенным образом постиг суть Моего сердца?” – глубочайшую из тайн во всем мироздании – сердце Бога. Порой трудно понять, что у нас самих на уме, что уж говорить о том, чтобы понять, что на уме у других, а кто может понять, что на уме у Абсолютной Истины – Верховного Контролирующего – Личности, в совершенстве знающей все и во все времена. Кришне известно все - ведахам саматитани вартаманани чарджуна. Он знает все – прошлое, настоящее и будущее каждого живого существа – всех живых существ во всех видах жизней и во всех вселенных, как в материальном, так и в духовной мире. Кришна знает каждую вашу мысль – лично. Таково Его могущество, Он знает каждую мысль, проносящуюся в вашем неконтролируемом уме, каждое ощущение, каждое слово, переживание – все это Кришна знает, и не только это – Кришне известны все ваши мысли в каждой из предыдущих жизней, Он не забывает ни одной из них. Он говорил Арджуне: “Ты не помнишь, в прошлой жизни мы говорили о Бхагавад-Гите, Я помню, а ты – нет.” Кришна помнит все как Параматма. Он знает все, что происходит, Ему не надо смотреть ночные новости, Ему не нужно читать газеты – Он знает все, везде, и никогда ничего не забывает. И самое поразительное в том, что, хотя Он знает каждую мысль, желание, слово и поступок живого существа, это совсем не то же самое, что и компьютер, который хранит данные, - Он понимает вашу ситуацию, все, что с вами происходит, вникает в нее лично и с любовью. Это Кришна. Кто может понять ум Бога? Все, о чем говорят писания – как капля трансцендентных качеств Кришны. Даже величайшие ачарьи говорят, что все, что мы можем сделать – это, взяв эту каплю из океана, попытаться объяснить ее.

Любое достижение возможно лишь по милости Господа

Господь Чайтанья сказал Сварупе Дамодаре Госвами, что Рупа Госвами понял Его сердце в совершенстве, больше ни с кем Он не мог говорить об этом, потому что Сварупа Дамодара совершенным образом понимал сердце Господа. Шрила Сварупа Дамодара Госвами пребывал в блаженстве, отвечая Ему: “Мой Господь, это потому что Ты пролил на него Свою беспричинную милость, нет другого пути.” Это объясняет все. Мы никогда не сможем понять Бога таким, Какой Он есть, никаким другим способом, кроме как обретя Его милость, - не благодаря знаниям, хорошей памяти, тапасье, благотворительности – только если все это совершается в настроении удовлетворить Господа, тогда Он по собственному свободному и независимому волеизъявлению может дать Свою милость кому захочет и когда захочет. И только по Его милости мы можем постичь Его, и только по Его милости мы можем Его полюбить.

Господь Чайтанья ответил Сварупе Дамодаре Госвами: “Да, это правда, Я пролил на него всю Свою милость – на Рупу Госвами.” Господь Чайтанья Махапрабху хотел показать это всем Свои преданным на все времена, - Он привел с Собой Своих избранных спутников в кутир Харидаса Тхакура, чтобы все могли изучить то, что написал Рупа Госвами. Господь Чайтанья Махапрабху Сам попросил прочесть его свои стихи. Рупа Госвами был очень смущен, потому что преданные любят прославлять других, Кришну, но не себя. Но в конце концов он заставил себя сделать это, потому что это удовлетворило бы Господа. Рамананда Рай, Сварупа Дамодара Госвами, Харидас Тхакур, Сарвабхаума Бхаттачарья – все полностью осознавшие себя души провозгласили, что Рупа Госвами раскрыл сокровенные послания Господа Чайтаньи совершенным образом, как никто другой, и все пришли к тому же заключению, что Господь Чайтанья пролил на него всю Свою милость. И Господь Чайтанья сказал: “Да, когда Я встретил Рупу Госвами в Праяге, а до этого – в Рамакели, его смирение, простота и преданность растопили Мое сердце, поэтому Я пролил на него всю Свою милость, чтобы он полностью познал Мое сердце.” Это было в Дашашвамедха гхате в Праяге, где Господь Чайтанья обнял его и этим объятьем изменил его сердце, Он переложил Свое сердце в сердце Рупы Госвами, поэтому все последователи Господа Чайтаньи проявляют свою преданность, следуя по стопам Шрилы Рупы Госвами.

Квалификация обрести милость

Похоже и Шрила Прабхупада понял сердце своего гуру так совершенно. Когда он написал подношение на вьясапуджу Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру, там был стих, который Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур зачитывал остальным, подобно тому, как Господь Чайтанья взял этот пальмовый лист, чтобы Рупа Госвами так же прочитал его остальным. Почему? Потому что он познал сердце Господа Чайтаньи и парампары, он познал сердце Рупы Госвами, а его гуру был великим рупанугой.

В то время у Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура из последователей было очень много ученых, санньяси из брахманических семей, которые посвящали ему свои души, все посвящали ему, а Шрила Прабхупада тогда был простым грихастхой. Но Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур показал всем, что Шрила Прабхупада понял суть его сердца, суть его миссии совершенным образом. Какой была его квалификация? – настроение смирения и предания.

Четыре главных наставления Господа Чайтаньи

Господь Чайтанья дал наставления Рупе и Санатане Госвами пойти во Вриндаван, и дал много других наставлений, но четыре из них – наиважнейшие:

отрыть храмы и установить поклонение Божествам;

написать книги, в которых была бы отражена суть ведической литературы – чистое преданное служение Радхе и Кришне во Вриндаване, как величайшее из стремлений, и представить это научно, с точки зрения логики и философии, чтобы это было убедительно для ума и разума и не выглядело бы просто как сентиментальная религия, но – как самая глубокая философия и наука, подкрепленная авторитетом;

раскрыть святые места Вриндавана ради блага людей этого мира;

сделать свою жизнь примером, чтобы показать, каков истинный вайшнав, особенно – тот, кто живет в отречении.

Рупа Госвами сделал это – оставил все, чтобы пойти во Вриндаван, где находились шесть госвами. Могут быть ашрамы с тысячами брахмачари и санньяси, а у Господа Чайтаньи было всего шесть госвами – не так много, но каково могущество каждого из них, смирение, предание, знание и преданность… Шри Чайтанья Махапрабху и Нитьянанда Прабху уполномочили каждого из шести госвами неописуемо, и в джунглях, где не было ничего, кроме леса, они, отказавшись от денег и не имея больше ничего, спали под деревьями. Как они могли строить храмы? Но благодаря тому, что они посвятили себя желаниям Господа Чайтаньи, Рупа Госвами построил храм Говиндаджи, самый величественный храм в истории Северной Индии, они построили храм Мадана-Мохана, Радха-Гопинатхи, Радха-Рамана, Радха-Дамодары, Радха-Гокулананды, Радха-Шьямасундары – все эти храмы были построены госвами и их сторонниками, и они установили поклонение Божествам, а Рупа Госвами, Санатана Госвами, а также Гопал Бхатта Госвами в книгах научно объяснили, как совершать поклонение Божествам, как устраивать фестивали, готовить подношения, одевать, петь киртаны – каждый аспект в поклонении Божествам очень систематично был ими описан, как и желал Господь Чайтанья.

Миссия Рупы Госвами для Шрилы Прабхупады

Шрила Прабхупада, как рупануга, понял, что, когда Господь Чайтанья послал Рупу и Санатану Госвами во Вриндаван строить храмы, это касалось всего мира, ведь Господь Чайтанья дал наставление, чтобы в каждом говоре и деревне звучало святое имя. Шрила Прабхупада, как рупануга, также ничего не имел – вообще ничего. Как вы построите храм, когда у вас ничего нет? Джаладутта – сорок рупий, но он вернулся во Вриндаван и построил храм Кришна-Баларамы, возможно, самый популярный храм во Вриндаване: Банки-Бихари и Кришна-Баларам – самые популярные храмы во Вриндаване с тех пор, как они были построены, но не только это. Шрила Прабхупада устанавливал храмы и давал научные стандарты поклонения Божествам по всему миру, и почти в каждом большом городе Америки, Европы, Австралии и Африки. Его последователи, исполняя его наставления, открывали храмы в России, на востоке – в Китае. Миссию Рупы Госвами, которую ему дал Господь Чайтанья, Шрила Прабхупада воспринял сутью своей жизни.

Также – о написании книг. Рупа Госвами бы уполномочен на это, и это было очень и очень особенно, - что Шри Чайтанья Махапрабху наставлял два месяца Санатану Госвами в Варанаси, десять дней – Рупу Госвами в Праяге, Пракашананду Сарасвати, Сарвабхауму Бхаттачарью – ученых, но Сам Своей рукой написал лишь восемь стихов – Шикшаштаку. Верховная Личность Бога – Он мог бы писать как никто другой, но Он написал лишь восемь стихов. Но особенное поручение Рупе Госвами – в том, чтобы он написал Его учение для будущих поколений. И он писал на красивом санскрите, как уполномочил его Шри Чайтанья Махапрабху, потому что Господу доставляет величайшее наслаждение видеть, как нечто красивое делает кто-то другой от Его имени. Разве это не поразительные отношения? Подобно тому, как кукловод черпает наслаждение в том, что делает марионетка, не задумываясь, что это он делает через нее. Кришна вечно рад за преданного, который позволяет Ему делать что-нибудь через него. Кришна покорен вами, если вы просто позволяете делать Ему что-нибудь через вас. Он – действующий, единственное, что вы можете делать – это быть инструментом, просто покориться и позволить Ему действовать, и это доставляет Ему величайшее удовольствие.

Когда Господь Чайтанья увидел рукописи Рупы Госвами, когда Он прочел содержание, Он пришел в восторг, Он был вне Себя от радости. Эти рукописи были подобны ряду драгоценных жемчужин, каждая буква была бесценным сокровищем, не только по форме, но и по сути – духовных эмоций, которые в них были описаны. И содержание отражало сердце Господа.

Преданность миссии Шрилы Прабхупады

“Рупануга” означает, что мы принимаем книги Рупы Госвами как важнейший путеводитель, потому что они совершенным образом раскрывают суть Шримад Бхагаватам и ведических писаний. Шрила Прабхупада, как и Рупа Госвами, получил наставление от своего гуру: “Когда бы ты ни получил деньги, печатай книги, распространяй книги.” Шрила Прабхупада говорил: “Я слепо следую этому наставлению моего гуру.” Можете себе это представить? Вот он живет в Бауэри, в гетто, не имея последователей, покровителей, заинтересованных, и все же он писал. Когда он только начал на 26 авеню в маленьком магазинчике, Хаягрива Прабху был первым, кого заинтересовало движение Харе Кришна, и когда он сказал, что имеет степень по английскому, Шрила Прабхупада спросил, не хотел бы он помочь с редактированием. Хаягрива был согласен – 71-летний садху без последователей, живущий в гетто, без помощи, без ничего, он просто ожидал, что его попросят отредактировать письмо, которое он написал кому-то в Индию, а Шрила Прабхупада открыл ему чемодан с рукописями… он дал ему горы рукописей, перевязанных веревками, написанными от руки или напечатанными Шрилой Прабхупадой. Он достал ему пачки рукописей, - годы работы – из одного чемодана и сказал Хаягриве: “Ты можешь начать с этого, а когда закончишь, у меня есть еще.” Для кого он писал? У него было напечатано три тома Первой Песни Шримад Бхагаватам в Дели, но они не были оплачены, издатель все еще ждал – бумага еще не была оплачена, еще не было продаж – одну книгу Шрила Прабхупада продал капитану корабля, Салли Агарвал и Гопал даже не покупали его книги. Было очень сложно, но он все равно писал, писал и писал том за томом, он писал следующие песни Шримад Бхагаватам, Учение Господа Чайтаньи, Шри Ишопанишад, Легкое путешествие на другие планеты, Бхагавад-Гиту. Он говорил: “Я слепо следую наставлению своего гуру.” На английском, чтобы раскрыть сердце учения Рупы Госвами всему миру. И ничто не удовлетворяет Шрилу Прабхупаду больше, чем переводы его книг на другие языки. Иногда он просто ликовал, когда ему приносили книгу, переведенную на немецкий, французский, русский, испанский, венгерский или суахили. Книги Шрилы Прабхупады были переведены почти на все наиболее распространенные языки мира, потому что он так совершенно следовал по стопам Шрилы Рупы Госвами.

Другой принцип, о котором Господь Чайтанья сказал Рупе Госвами, - открыть святые места Вриндавана, чтобы люди приходили в святую дхаму и получали от этого благо, и Рупа Госвами сделал это, не имея ничего. Шрила Прабхупада как рупануга перенял это наставление и выполнил его таким необыкновенным образом. Да, Рупа и Санатана открывали места, но они уполномочили Шрилу Прабхупаду привести миллионы людей со всего мира во Вриндаван, чтобы обрести там чистую любовь к Богу. Уполномоченный Шрилой Рупой Госвами, Шрила Прабхупада больше, чем кто-либо еще, раскрыл дхаму всему миру.

Четвертый принцип – показать пример. Пример Рупы и Санатаны Госвами был исключителен – выше человеческих возможностей, ему невозможно подражать, но можно понять, что таков стандарт, “он слишком превышает мои возможности, но именно к нему я должен стремиться, это то направление, в котором я должен двигаться”.

Пример рупануги

Рагхунатх дас Госвами принимал ложку пахты в день, спал большее – полтора часа в день. Он происходил из невероятно богатой семьи, но всегда испытывал огромную радость, он всегда жаждал все, что имел, раздавать другим, - это правило шести госвами – они были самыми богатыми людьми, которые когда-либо жили на земле – они обладали сокровищем према-бхакти, и они хотели – пара-упакар – совершить величайшее благотворительность, раздав это сокровище другим, а принципы, по которым они жили, были такими безупречными. Шрила Прабхупада так же, как и рупануга, прожил такую жизнь – настолько абсолютно чистую – со всех сторон, настолько полностью погруженную в Кришну каждое мгновенье, удовлетворенный в любой ситуации, если она позволяла продолжать ему совершать свое служение. Да, тот же принцип можно применять согласно времени, месту и обстоятельствам. Рупа Госвами жил под деревьями во Вриндаване зимой, Шрила Прабхупада жил на Джаладутте посреди Атлантического океана – но принцип тот же – желание пожертвовать всем ради миссии Господа. Каков пример!

Одно очень важное наставление

Но Шрила Прабхупада всем нам, всем своим последователям на будущие времена дал наставление – в той степени, в которой мы принимаем его в свое сердце, в той степени мы получаем милость – самый ценный дар Господа. Прабхупада дал много наставлений, но сегодня я хочу сосредоточить ваше внимание на одном из них – Шрила Прабхупада сказал: “Делайте как я.” Это значит: “Станьте рупанугой.” Шрила Прабхупада никогда не считал себя чем-то больше, чем пылинкой у лотосных стоп Шрилы Рупы Госвами, на самом деле, это было одним из последних наставлений Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура своим ученикам: “Не желайте ничего из этого мира, единственное, чего мы желаем – быть пылинкой у лотосных стоп Рупы и Рагхунатхи даса Госвами.” Это наше стремление, эксклюзивная цель – стать пылинкой у лотосных стоп Рупы и Рагхунатхи даса Госвами. Но что может сделать эта пылинка? – Шрила Прабхупада продемонстрировал нам. Если вы хотите стать великим, вы ничего не приобретете духовно, но если вы хотите стать пылинкой у лотосных стоп великих душ, вы можете совершать невероятные чудеса в этом мире. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур дал это наставление: “Не желайте ничего, кроме как стать пылинкой у лотосных стоп Рупы и Рагхунатхи.” Прабхупада сделал это наставление смыслом своей жизни, и вы видите, что смогла сделать эта маленькая пылинка – самые большие в мире продажи Бхагавад-Гиты, на стольких языках, на которых не представлено больше ни одно издание в мире; он установил больше храмов Радха-Кришны, чем кто-либо другой в истории мира; он привел во Вриндаван больше людей со всего мира, чем кто-либо другой за всю историю – потому что он имел это желание – быть ничем иным, кроме как пылинкой у лотосных стоп Рупы Госвами. Кришна возвышает тех, кто смиренен, и Кришна смиряет тех, кто хочет возвысить себя сам. Это духовная логика, но такова реальность.

Когда Шрила Прабхупада сказал: “Делайте как я,” – это не означает, что мы должны стать Шрилой Прабхупадой, или Рупой Госвами, это значит, что мы должны молить о том, чтобы стать пылинкой у лотосных стоп Шрилы Прабхупады – необыкновенного рупануги. Таким должно быть наше стремление – следовать по его стопам, жить теми ценностями, которые он считал священными в своей жизни, тогда мы можем стать инструментами этой милости. Шрила Прабхупада хотел, чтобы преданные были чисты – нравственно чисты, как рупануга – никакого незаконного секса, азартных игр, мясоедения, интоксикаций, и хотя Шрила Прабхупада был безгранично прощающим и терпеливым к тем, кто не был способен следовать стандартам, он был бескомпромиссен в принципах, потому что если бы он шел на компромисс, никто бы не вернулся к Богу.

Я видел, как некоторых из моих духовных братьев, которые опустились, Шрила Прабхупада обнимал со слезами на глазах, прося их вернуться и выполнять какое-нибудь служение, “ты прощен”. Это необычайная милость, проливаемая, чтобы спасти кого-то кто на самом деле очень пал, но его воля была бескомпромиссна. Я сидел в десяти футах от его лотосных стоп, когда ему задали вопрос: “Шрила Прабхупада, что если человек не способен следовать регулирующим принципам?” Шрила Прабхупада воскликнул: “Ты давал обет перед Божествами! Ты давал обет перед Гуру! Перед священным огнем! Перед вайшнавами: никакого незаконного секса, интоксикаций, азартных игр, мясоедения, и читать шестнадцать кругов минимум каждый день, даже речь не должны идти о том, чтобы нарушить свои обеты! Никакой джентльмен не нарушит свои обеты.” Это, конечно, касается и леди. Прабхупада был очень строг: “Даже вопрос не должен стоять об этом, так нельзя.” А когда тот преданный спросил: “А что если человек слаб?” Прабхупада ответил: “Если слаб, исправь это.” Такова сила и могущество. И это его ожидание по отношению ко всем нам. Шрила Прабхупада говорил: “Любовь значит отвечать взаимностью, жертвовать и жить по этим стандартам.”

И одна большая просьба

Шрила Прабхупада говорил, что самую большую боль, самую большую тревогу его сердцу приносят разногласия между преданными, когда, имея личные планы, личные дела, они начинают конфликтовать друг с другом. Шрила Прабхупада каждый раз повторял, что это – величайшая опасность для миссии Господа Чайтаньи и, следовательно, величайшая причина для беспокойства – для трансцендентного беспокойства в его сердце. Прабхупада говорил: “Если хотите показать мне свою любовь, научитесь сотрудничать.” Это касается каждого преданного. Йад йад ачарати шрештхас – простые люди следуют за лидерами, если лидеры сотрудничают, для остальных преданных это тоже очень естественно, если у лидеров есть какие-то разногласия, разобщенность, холодные войны (холодные войны – вы не ссоритесь, вы просто не разговариваете, не смотрите друг на друга, они происходят не только между мужем и женой, они происходят и между санньяси, брахмачари, лидерами ДжиБиСи, они могут происходить и там). Если лидеры так поступают, это становится естественным для остальных, раз такой стандарт для всех: “Если не поступаешь как я, ты мне нужен, - вон!” Жить вместе, работать вместе, служить в гармонии требует от духовного учителя огромную любовь, потому что этого достичь очень сложно в век раздоров и лицемерия, - необходимо много прощать, много терпеть и уважать, но только так можно воспитать настоящую любовь. Поэтому Шрила Прабхупада хотел, чтобы мы были примером в своей садхане, чтобы мы стремились к сотрудничеству друг с другом, и он хотел, чтобы сердцем или для начала разумом, мы стали сострадательными друзьями каждого живого существа.

Распространение сознания Кришны не для того предназначено, чтобы стать знаменитыми, чтобы о нас писали газеты или чтобы нас показывали по телевизору, чтобы собирались толпы, чтобы послушать, о чем мы говорим, не для того, чтобы тысячи людей смотрели по телевизору, как мы проводим арати на Джанмаштами. Проповедь означает по-настоящему чувствовать, как страдают другие, и прилагать усилия, чтобы привести их к Кришне. И Шрила Прабхупада хотел, чтобы мы действовали как он – шли на те жертвы ради блага общества вайшнавов и ради блага всего мира. Другими словами, Шрила Прабхупада совершенно учил нас своим примером, своими словами, как быть последователем Шрилы Рупы Госвами. Такова наша молитва сегодня – чтобы мы могли следовать по стопам нашего ачарьи – быть слугой слуги слуги слуги с полной уверенностью, что нашими искренними усилиями, даже если пока они не совершенны, мы привлечем милость Господа Чайтаньи и Господа Нитьянанды.

У каждого есть шанс

В духовном мире Шрила Рупа Госвами – это Шри Рупа манджари, близкая служанка Шри Лалита-сакхи, служащей Радхарани в Ее вечной трансцендентной игре доставления Кришне удовольствия. Могущество бхакти таково, что она покоряет Кришну. Рупа Госвами знает всю глубину каждого аспекта всех самых сладких любовных отношений в духовном мире, и в сампрадайе Господа Чайтаньи Рупа Госвами ждет каждого из нас, чтобы занять нас в этих играх. Все, что нам нужно – просто сотрудничать, жить, возвысившись над своим ложным эго. Жизнь так коротка, а Господь Чайтанья и Господь Нитьянанда через шесть госвами – их сторонников и потомков в этой короткой жизни из всего нескольких лет, если мы просто искренни, чтобы следовать пути рупануги, нас заберут на Голоку Вриндавана, и посвятят в самые прекрасные тайны духовной жизни. Сейчас вы можете этого не понимать, речь идет не о том, чтобы разумом постичь все положения философии, изложенной Рупы Госвами, если вы можете это, хорошо, но даже если вы просто будете делать гирлянды с любовью и преданностью, делать одежды, проповедовать, воспитывать детей, принимать прибежище у Имени, Шримад Бхагаватам в смиренном настроении, на самом деле со всей искренностью пытаясь следовать наставлениям Шрилы Прабхупады, таким, какие они есть, если вы просто будете делать это искренне, то самая могущественная и необыкновенная из энергий заберет вас и вернет обратно к Богу, энергия милости – крипа Кришны, крипа Радхи, крипа Гауры, крипа Нитьянанды, крипа гуру, крипа вайшнавов, крипа шести госвами нисходит через общение преданных и парампару. Нароттама дас Тхакур говорит: “Пыль с их лотосных стоп – моя пища, я состою из нее, это – моя единственная надежда.”

Итак, в этот день ухода Шрилы Рупы Госвами из этого мира, давайте вознесем искренние молитвы от всего сердца – чтобы посвятить свои жизни, тела, умы, слова, сердца тому, чтобы искренне пытаться следовать по стопам Шрилы Прабхупады и парампары вайшнавов, чтобы своими искренними усилиями привлечь милость Господа, которая поможет нам преодолеть все препятствия, которые тянут нас в ужасные грязные состояния ума, необдуманные слова, неподобающие поступки. Давайте помолимся, чтобы своими искренними усилиями мы смогли привлечь милость Кришны, и чтобы нашей единственной целью в жизни стало желание стать пылинкой у стоп Шрилы Рупы и Рагхунатхи даса Госвами. Большое спасибо. (2006-08-06)