Чистые преданные – Кхолавеча Шридхар
Шри Чайтанья Махапрабху воспевал всю ночь. Кхолавеча Шридхар – это другой бедняк. Тринад апи суничена, тарод эва сахишнуна… Такой терпеливый. Он тоже воспевал всю ночь в своей маленькой хижине в Семантадвипе. Кавичандра Госвами Махарадж рассказывал историю – он воспевал ночами громко, а людям это не нравилось. Некоторые были аристократами, или считали себя таковыми, и когда они видели этого незначительного продавца банановых листьев, они смотрели свысока на него. С точки зрения общества, он не занимал никакого положения. Он просто воспевал всю ночь, каждую ночь. Он мог это делать тринад апи суничена… Они критиковали его, говорили о нем ужасные вещи, не считая его великим преданным. Каждый смотрит сквозь призму своего собственного сознания, потому что они были так завистливы и так материалистичны. Они думали, что он воспевает каждую ночь от голода, что он кричит от боли в животе, поэтому выкрикивает имена Кришны. Иногда они кидали ему овощи, только чтобы он замолчал. Он не говорил им, что воспевает из любви к Богу, нет, он не защищал себя. Каждый думает то, что хочет, он просто воспевал святое имя.
Чистые преданные – Шривас Тхакур
Господь Чайтанья специально выбрал местом ночных киртанов дом Шриваса Тхакура. Но столько людей обвиняли и критиковали его, среди них были даже образованные люди из высших слоев общества, которые публично называли Шриваса тантриком, будто днем Шривас и его брат ищут наивных невинных девушек, а ночью приводят их в дом, поят вином и другими интоксикациями, и этим они занимаются внутри – устраивают тантрические оргии, что является таким ужасным проявлением греховности, и поют всю ночь эти имена. Такие слухи ходили вокруг.
Шривас просто продолжал воспевать, даже если ему начинали угрожать позвать царя, потому что то, что он делал, было противозаконно. Они угрожали ворваться в его дом, избить его и его братьев и бросить в Гангу. Одним из тех завистливых людей был Гопала Чапала. Он был очень образованным брахманом, занимал очень высокое положение в обществе. Когда он хотел, он мог говорить очень резко. Конечно, Шривас тоже был брахманом, Господь Чайтанья был брахманом. Не важно, какое положение ты занимаешь, главное – кем ты являешься на самом деле.
Однажды Гопала Чапала приготовил разные параферналии для тантрической пуджи, положив их у дома Шриваса, чтобы утром люди увидели все это и подумали, что Шривас – лицемер, ведущий себя как вайшнав, но по ночам проводящий пуджу, чтобы удовлетворить свои эгоистические желания. Шривас раньше всех вышел из дома и увидел все это. Мы бы на его месте все бы поскорее убрали, чтобы никто ничего не видел. Шривас сделал наоборот. Он созвал всех общественных лидеров и очень смиренно сказал: “Я хочу, чтобы вы знали, чем я занимаюсь по ночам – вот этим, смотрите”. Но никто не поверил ему. Уважение к нему только возросло. Они увидели, что он даже не пытается защитить себя. Эти общественные лидеры сами все убрали и вычистили, вымыли с водой. Они стали еще больше уважать Шриваса. Тарор эва сахишнуна. Если вы становитесь преданным, это не означает, что на вас никто не нападет. На каждого нападают. Это означает, что все, что происходит, вы воспринимаете как милость Кришны, но в то же время вы очень активны и динамичны в служении Ему – в любой ситуации. Шривас не был расстроен: “Пусть они думают, что хотят, главное – Кришна знает, как на самом деле”. Но тот человек – Гопала Чапала – через три дня упал с проказой, быстрая реакция. Когда Господь Чайтанья находился здесь, реакции приходили быстро, сейчас вы получите те же реакции, но это займет больше времени. На самом деле, это было милостью Господа – тогда можно было быстрее понять, что такое поведение надо прекращать. Сейчас даже если вы будете оскорблять Господа, Он позволит вам продолжать это делать, а вы все больше и больше будете накапливать груз оскорблений, которые в конечном счете к вам вернутся. Те же реакции. Все они вернутся. Но в этом случае реакции пришли быстро – пальцы, нос Гопала Чапалы были в гное, в крови, его поедали насекомые. Он выл от боли. Так как проказа заразна, а в то время от нее не было никаких лекарств, он был изгнан из деревни, и ему приходилось жить под деревом на берегу Ганги как отвергнутому, и он просто лежал там испытывая страдания.
Господь Чайтанья – патита павана аватара
Некоторое время спустя Шри Чайтанья Махапрабху решил прогуляться. Это произошло, потому что Он хотел преподать нам урок. Он хотел преподать урок нам и Гопала Чапалу. Он проходил мимо этого места. Гопала Чапала увидел Его и закричал в агонии, поняв руки, простершись в поклоне: “О Господь, в деревне Ты мне – как племянник, а я Тебе – как дядя, Ты – Верховный Господь, защищаешь каждого, спасаешь самых падших грешников. Я так страдаю, я умоляю простить меня. Пожалуйста, спаси меня.” Господь Чайтанья разозлился: “Ты нанес великое оскорбление Шривасу, это только начало. Эта проказа, от которой ты сейчас страдаешь – лишь подготовка к десяти миллионам жизней в адских страданиях.” И Он ушел.
Кто-то может подумать – Господь Чайтанья – патита павана аватара – спаситель самых падших, что же произошло тут? Он сказал те слова Гопала Чапалу, потому что не хотел просто прекратить страдания его тела и ума – Он хотел, чтобы изменилось его сердце, чтобы это изменение произошло не поверхностно, а в самой глубине, в корне. Если бы Господь простил его, Гопала Чапала стал бы скорее всего каким-нибудь поверхностным преданным. Он хотел дать Гопала Чапалу суть, поэтому Он не сказал ему: “Хорошо, ты просишь прощение, склоняешься в поклоне, плачешь, поэтому вот тебе хорошее здоровое тело и повторяй Мои святые имена.” Нет, Он хотел дать ему нечто большее: “Из-за твоего бесчестья, твоих оскорблений ты десять миллионов жизней будешь страдать, а это – только подготовка.” И ушел, чтобы Гопала Чапала подумал над этим. И он думал – годами, под этим деревом, сидел и думал. А Шри Чайтанья Махапрабху ушел принимать саньясу. Когда Он возвращался назад – по пути во Вриндаван в Кулия-грам, сердце Гопала Чапалы изменилось в глубине, он опять приблизился к Господу Чайтанье, но в этот раз не молил Его в отчаянии об избавлении – он молил искренне и со смирением. Эта огромная разница – в отчаянии вы просто молитесь Богу: “пожалуйста, забери это страдание, я все сделаю, только забери это страдание”, но сейчас он был по-настоящему смиренным. Он приблизился к Господу со смирением, осознав свои оскорбления по отношению к Шривасу Тхакуру и искренне в том раскаиваясь. Но Господь Чайтанья сказал ему, что не может Сам его простить, только Шривас Тхакур. Тогда Гопала Чапал пошел к нему, а Шривас даже тогда не держал зла на него, наоборот, он молился за него, как Амбариш молился за Дурвасу Муни все время, пока тот получал наказание за свое оскорбление. Но он не мог для него ничего сделать до тех пор, пока Гопала Чапала не попросит у него прощение от всего сердца. Только тогда эти молитвы могли подействовать. Вот таким образом Господь все устраивает: Шривас молился за благополучие Гопала Чапалы, он – пара дукха дукхи, ему нет дела до чьих-то оскорблений, его ничего не беспокоит, ведь Шривас тогда со всем был согласен, что Гопала Чапала сказал про него, он не был зол, он был счастлив. А когда увидел Гопала Чапалу в тех страданиях, стал молиться за него, но его молитвы не могли подействовать, пока Гопала Чапала не пришел с сердцем, готовым воспринять прощение преданного благодаря своему раскаянию. Он молил о прощении с верой и уважением к Шривасу, и Шривас простил его с любовью. Когда Шри Чайтанья Махапрабху увидел это, Он не только исцелил Гопала Чапалу от проказы и других болезней, но и освободил тех насекомых вместе с ним, он стал снова молодым и красивым, а сердце его было наполнено кришна-премой. Гопала Чапала был в таком настроении – тринад апи суничена тарор апи сахишнуна аманина манадена киртанийах сада харих. С чистым смиренным сердцем не ожидая к себе почтения и почитая каждого он мог повторять святые имена.
Благодарность Господа
Господь Чайтанья был так счастлив с преданными, которые танцевали и пели с Ним […]. Они танцевали и пели целыми днями, и были очень голодными и испытывали жажду. Тогда Он взял манговое семечко. Чтобы показать Свою любовь к преданным, чтобы ответить на их преданность, Он стал подобно садовнику – Своими лотосными руками сделал ямку в земле, воткнул в нее семечко, закопал его, и вдруг, на глазах у всех преданных появился маленький росток, который в течение нескольких минут стал огромным манговым деревом с листьями, цветами и плодами манго. Преданные были изумлены. Шри Чайтанья Махапрабху Своими собственными руками сорвал двести манго и аккуратно вымыл их, предложил Кришне и съел один. Это был МахаМахапрабху прасад. Потом Он раздал их всем преданным в киртане. Когда Господь Чайтанья хотел ответить на любовь преданных, Он делал это самым удивительным образом. Манго были такими большими, сочными и полными нектара, манго, которые Господь Чайтанья вырастил чудесным способом, это выражение Его любви к Своим преданным в форме манго, без косточек, и без кожуры, это был чистый нектар внутри и снаружи. Преданные ели эти манго, посаженные, вымытые, собранные, предложенные Кришне и розданные руками Господа. Это лила любви. Почему? Господь Чайтанья – это Кришна и Радха. Эти преданные повторяли махамантру с такою любовью, а Радха-Кришна в форме Чайтаньи Махапрабху просто отвечали на их любовь, Он давал им нектар их любви в форме воспевания, нектар Своей любви – в форме манго… Все знают, что у манго есть свой сезон […]. В течение следующих двенадцати месяцев это манговое дерево приносило плоды каждый день, все ветки были полны манго. Шри Чайтанья Махапрабху лично служил каждому преданному. Вот так Господь ценит тех, кто совершает нама-саниртана-ягью его святых имен.
В один день они пошли в другое место – в поле, танцуя и воспевая, как вдруг к концу дня над ними появились огромные грозовые тучи, готовые обрушить на них целый шторм. Преданные не знали, куда идти. Шри Чайтанья посмотрел на тучи, кто-то говорит, что Он захлопал в ладоши, кто-то, что Он стал играть на караталах, и полубоги разогнали тучи. Все небо было затянуто огромной темной тяжелой тучей, и через мгновенье она вдруг исчезла. Господь прикоснулся к караталам, и по велению Его сердца в этом чистом небе вдруг взошла золотая луна, и преданные смотрели на нее в изумлении, воспевая святые имена.
Могущество любви, святого имени, бескорыстного преданного служения было проявлено Господом Чайтаньей самым необычным способом в этих играх. Этими ночами столько Его преданных вместе танцевали и пели, и Господь Чайтанья в блаженстве танцевал вместе с ними.
В одну из ночей из одной комнаты в доме Шриваса раздался вопль, Шривас побежал узнать, что случилось. Он увидел, что его сын, у которого была лихорадка, умер. Все женщины в доме – мать, Малини оплакивали сына, маленького мальчика. Шривас Тхакур посмотрел на них и сказал: “Разве вы не можете понять великую удачу нашего сына – святое имя обладает могуществом освободить самого грешного человека, а та личность, Само святое имя, Он Сам лично танцует и поет в нашем доме. Наш сын точно освобожден. Я только желаю, чтобы в моей жизни я достиг такого успеха – умереть в присутствии Шри Чайтаньи Махапрабху, танцующего в доме со Своим спутниками, танцующими и воспевающими святые имена. Если вы своим плачем потревожите экстаз Господа Чайтаньи, я утоплюсь в Ганге. Если вы не можете не плакать – плачьте тихо, чтобы не помешать счастью Господа.” Они притихли. Потом Шривас вернулся к киртану, видя экстаз Господа, в каком ликовании Он танцует с преданными, он сам стал испытывать экстаз – стал улыбаться, прыгать и танцевать – потому что Господь Чайтанья был счастлив. Так, час за часом ближе к ночи, конечно, Господь Чайтанья знает все, Он остановил киртан и спросил: “Я чувствую печаль где-то здесь, что-то случилось, Шривас, в твоем доме, что создает атмосферу печали?” Но Шривас в блаженстве улыбался: “Мой Господь, с Тобой, танцующим в моем доме, нет ничего кроме радости.” Тогда один из преданных сказал, что несколько часов назад умер сын Шриваса, но он не хотел помешать счастью Господа, поэтому было тихо. Когда Шри Чайтанья Махапрабху услышал это, Он отреагировал так эмоционально:“Что? Сын Шриваса Тхакура умер, и он до сих пор даже не сказал Мне? Потому что он не хотел беспокоить Мое счастье?” Тогда Он воскликнул: “Как Я могу отказаться от общества такого близкого спутника, как Шривас? Как Я выживу, оставив такого преданного? Преданный, который из любви ко Мне даже не проявил печали из-за смерти своего сна?” Господь Чайтанья упал и неистово заплакал, а преданные были озадачены – что Господь хотел этим сказать? “Как Я буду жить без него, когда уйду?” Они не понимали, что это был первый намек, никто не мог знать, что очень скоро Он, чтобы показать Свое высшее сострадание к самым падшим, оставит мать, жену, дом, Навадвипу, киртаны Шривас-ангама, и примет санньясу, чтобы раздавать Свою милость самым завистливым. Такое сострадание Господа. И Он плакал, видя необусловленную природу любви Шриваса.
Затем Господь попросил увидеть ребенка. Его отвели в комнату, и Господь Чайтанья спросил мальчика: “Почему ты оставил дом своего отца?” К изумлению всех, мальчик сел и заговорил: “Ты устроил так, о Господь, что я родился в этом доме и жил согласно своей карме, и по своей карме, которая действует по Твоей воле, настало время мне умереть. Мне очень повезло жить в доме моего отца Шриваса Тхакура какое-то время, но сейчас мне надо идти дальше. Я прошу простить мои оскорбления и молю – куда бы Ты ни послал меня – пусть я всегда буду помнить Тебя и воспевать Твои святые имена.” Потом мальчик лег и ушел опять.
Услышав это и видя, с какой любовью Господь смотрит на этого ребенка, а ребенок прославлял трансцендентное знание, все в семье Шриваса Тхакура ощутили блаженство. В их сердцах не осталось печали, они припали к стопам Господа и сказали: “Ты – наш отец, наша мать, наше все, пожалуйста, никогда не отвергай нас, пусть мы всегда будем заняты в любовном служении Твоим преданным.” Шри Чайтанья Махапрабху посмотрел на Шриваса: “Шривас, ты не потерял сына, с этого дня Я объявляю, что Я и Нитьянанда будем твоими сыновьями.” Потом Господь с преданными сделали последние приготовления для ребенка, воспевая святые имена.
Харер нама харер нама харер намайва кевалам калау настй эва настй эва настй эва гатир анйатха. Господь Чайтанья и Его преданные все повторяли Харе Кришна. Шри Чайтанья Махапрабху во всех этих историях в сердцах преданных проявил это утверждение: «Послушайте меня! Нанижите этот стих на нить святого имени и носите его на шее, чтобы никогда не забывать!»
Поверьте в этот путь
Намачарья – Харидас Тхакур. Его избивали на двадцати двух рыночных площадях. Такое смирение, терпение. Он все время воспевал святое имя, думая, что заслуживает худшего. Мы не можем имитировать Шриваса Тхакура, Харидаса Тхакура, Кхолавечу Шридхара, Шукламбхару-брахмачари – они достигли наивысшего уровня смирения и любви. Но Господь Чайтанья учит мир с помощью тех, кого Он любит больше всего. Вот к чему мы должны стремиться – как культивировать такие качества внутри себя. Это должно быть тем, чего мы действительно хотим, за что мы боремся, хотя невозможно сопротивляться трем качествам материальной природы. Шрила Прабхупада говорил, что Кришна дает это, если видит, что мы искрении, серьезны и бескорыстны. Если Кришна видит, что мы стараемся быть слугой слуги слуги Господа, стараемся культивировать качества смирения, терпения, почтения и внимательно воспевать. Как Шрила Прабхупада объясняет – искренне значит произносить имя так хорошо, как мы можем, не губами и языком. Кришна принимает не произношение, а наши попытки, усилия произносить внимательно […]. Если мы искренни, мы хотим воспевать как надо, но в то же время Шрила Прабхупада объяснял: “Дело не только в чистоте воспевания, если вы на самом деле воспеваете внимательно, со смирением и терпением, стараясь избегать оскорблений, на этой стадии вы не можете совершать оскорбления, даже если это произойдет случайно, Кришна видит нашу цель, наше усилие.” Если мы серьезны и искренни, стараемся следовать наставлениям Господа Чайтаньи и Его спутников, бескорыстно, Шрила Прабхупада говорит, что просто делая это, мы получим от Кришны чистое преданное служение. (2009-03-11)