января 13, 2010

Что значит быть благодарным

Шрила Прабхупада напитал нас молоком своей милости – махамантрой, Шримад Бхагаватам, Бхагавад-Гитой, Нектаром Преданности, давая лекции, открывая храмы. Чтобы семя росло, почва должна быть мягкой. Благодарность делает наше сердце мягким, и семя бхакти может расти. Когда мы ожидаем что-то, считаем, что заслуживаем это, когда хотим что-то отличное от того, что получаем от Кришны, гуру, вайшнавов, это признак неблагодарности. Один из любимых стихов Шрилы Прабхупады - тактену кампам сусамикша-манам (ШБ 10.14.34) – слова, произнесенные Господом Брахмой во Вриндаване. Тот, кто, находясь даже в самой тягостной ситуации, со сложенными ладонями и благодарным сердцем, говорит: “Кришна, благодарю Тебя,” считая, что “какие бы трудности ни случались, это ничья вина, но моя собственная – моя прошлая карма, прошлые поступки, а Кришна дает мне всего лишь малую часть того, что я на самом деле заслуживаю.” Преданный считает, что он заслуживает гораздо больших проблем, чем он получает, но не заслуживает милости и благополучия. Тогда мы благодарны. Если мы думаем, что что-то заслуживаем, мы не можем быть благодарны. Если вы требуете чего-то большего, значит, вы неблагодарны. Но смиренное сердце всегда благодарно. И тот, у кого такое сердце, как говорил Брахма, как цитировал Чайтанья Махапрабху, как учил нас Шрила Прабхупада, только тот может унаследовать совершенство освобождения.
Мы видим это, не только в историях предыдущих ачарьев, но и в историях преданных, которые рядом с нами. Здесь, в Мумбаи мы знаем историю Стока Кришны Прабху, который в возрасте 34 лет умирал от рака с улыбкой благодарности на лице, “я не заслужил всех этих возможностей, которые я имел, чтобы служить,” - вот, что он мне говорил, - “я не заслужил встретить преданных Прабхупады, я не заслужил возможность воспевать святое имя столько дней, столько лет моей жизни, я не заслужил слушать Шримад Бхагаватам, мне столькое было дано, я так благодарен, и не важно, что я умираю, это детали…” Обычный человек сказал бы – “я не заслуживаю смерти, страданий.” А он был счастлив, считая “я не заслужил всей той милости, которую получил.” Страдания и смерть естественны, это может произойти с каждым из нас, но “мне было дано имя Кришны, общение с преданными.” Когда он оставил этот мир, он был счастлив.
Шрила Бхакти Тиртха Махарадж, находясь в самом болезненном положении, которое я только видел, в его последние дни, его тело тряслось – он испытывал такую огромную боль. Мы вместе воспевали махамантру, я никогда не видел, чтобы он плакал от боли, он улыбался. Это была улыбка не из этого мира – она проявлялась на его лице из Голоки Вриндавана – улыбка, полная блаженства. Когда тело в таком состоянии, но на лице улыбка, я могу сказать, что это – улыбка души, улыбка не губ этого тела. Он посмотрел на меня со слезами, текущими из его глаз, и сказал: “я так счастлив, я не поменял бы свое нынешнее состояние ни на какое другое в этом мире, потому что находясь в таком положении, я испытываю такой вкус святого имени, который я никогда не ощущал до этого, я так благодарен.” Я никого не видел счастливее его.
Я хочу рассказать вам историю одного очень дорогого мне человека, которого большинство из вас не знает. Это один из самых благодарных, милостивых и счастливых преданных, которых я только знал. Его зовут Кувера Прабху. Он страдал от одной из самых мучительных смертельных болезней – болезни Лу Герига [болезнь моторных нейронов], когда внутри все начинает таять. Как только вы заболеваете ею, вы начинаете умирать, от нее нет лекарства. Вы теряете контроль практически над всеми функциями своих рук, ног, над пищеварением, способностью говорить. Если у вас находят такую болезнь, значит, вы проживете не больше двух лет. Он физически страдал от этой болезни около десяти лет, очень простой преданный, который был учеником Бхакти Тиртхи Махараджа. Он на самом деле принял настроение своего гуру как свою жизнь и душу, постоянно отдавая свою любовь, свое сострадание другим, даже в таком состоянии, в котором он был, никогда не жалуясь, но все время отдавая, отдавая и отдавая.
В прошлом году на его дне рождения я увидел нечто невероятное. Это было собрание людей, одна треть из которых были преданные Харе Кришна, другая треть были христиане, и остальные были мусульмане. Это было похоже на вьяса-пуджу, потому что все подходили с речью, и все, кто говорил, плакали от любви к нему, и все в аудитории плакали от любви к нему. Он с трудом мог говорить, и те, кто его знал хорошо, мог как-то переводить те звуки, которые он издавал. Он там просто сидел в коляске, истощенный. Неверующие, христиане, мусульмане – все плакали и говорили, что он – самая святая личность, которую они только встречали в своей жизни, “он полностью изменил мою жизнь, дал мне истинное понимание, говоря на языке моей религии, что на самом деле значит любить Бога.” Преданные также поднимались и говорили, насколько они вдохновлены его словами, его делами, они осознали, кто такой Кришна на самом деле, что такое бхакти на самом деле. Он всегда улыбался, его улыбка так была похожа на улыбку Бхакти Тиртхи Махараджа – огромная счастливая улыбка.

Каждую субботу он приходил в институт, основанный Бхакти Тиртхой Махараджем, где сейчас живут Мадхваачарья Прабху и Кунтидеви. Чтобы добраться до него, ему нужно было ехать на поезде, на автобусах, все это он каким-то образом делал самостоятельно, на протяжении всех этих лет. Он никогда не пропустил, посещая год за годом, год за годом, утреннюю службу мангаларати, Шримад Бхагаватам, чтение джапы в обществе преданных, он не пропустил ни раза. Чтобы приехать туда, он переносил столько боли, преодолевал столько трудностей, но никогда никого не просил помочь ему, хотя это стоило ему невероятных усилий каждую субботу. Но по дороге туда он улыбался, улыбался, пока был там, и улыбался по дороге домой.
Однажды, когда он поднимался в автобус, так как ему было трудно ходить, кто-то в спешке толкнул его, он упал. Он лежал на обочине дороги один, не имея возможности встать самостоятельно, и все, кто проходили мимо, думали, что он пьян - пьяница, лежащий на улице. Никто ему не помогал. Как-то он все-таки смог встать, доехать, он был благодарен, ни на что не жалуясь. И на следующей неделе он проделал все это снова.
Бхакти Тиртха Махарадж дал ему очень подходящее имя – Кувера, это хранитель сокровищ полубогов. По сравнению с богатствами полубогов, его богатства огромны. Настоящее и единственное богатство – это богатство сердца – благодарность, преданность, сострадание и любовь. Это богатство, и если у вас нет его, то вы живете в ужасной нищете, даже если вы миллионер или миллиардер, потому что деньги, власть, престиж, сила не могут принести сердцу удовлетворения, они не трогают души. Но смирение, благодарность, сострадание, преданность, любовь – эти качества приносят истинное удовлетворение, они поливают дерево бхакти и удовлетворяют Кришну, в этом и есть богатство. Кувера Прабху обладал истинным богатством, даже несмотря на то, что ему было трудно говорить, те слова, которые он мог произнести, он щедро распространял это богатство каждому, с кем вступал в общение - просто своей улыбкой, сострадательной заботой о каждом. Он один из моих самых дорогих друзей. Маленький человек. Если кто-то что-либо делал для него, у него на глазах выступали слезы, и с огромной улыбкой он как-то говорил “спасибо.” Если кто-то, сложив руки, предлагал поклон и говорил “харибол,” он был так благодарен, он чувствовал, что не заслужил это. Если кто-то говорил ему добрые слова или хотел подбодрить его, это полностью завоевывало его сердце. Он был так благодарен и считал себя всегда обязанным этому человеку. Несмотря на эту изнуряющую болезнь, которая сделала его калекой, он был благодарен Кришне за нее. Ничто в этом материальном мире не могло разрушить его счастье, потому что он был счастлив изнутри, очень очень глубоко внутри. Это было милостью его Гурудева.
Преданные, знакомые с Куверой, христиане, мусульмане, атеисты – все, кто знал его, все чувствовали только одно – “я хочу то, что есть у него.” Не болезнь, но то, что в его сердце. На самом деле все люди, которые бегают в погоне за мечтами эго, это они больны. С духовной точки зрения он был очень здоров. Он ничего ни от кого не ожидал, он просто хотел отдавать, но из-за его состояния люди, которые плохо его знали, даже избегали находиться рядом с ним.
На том собрании в его день рождения он объединил так близко сердца атеистов, христиан, мусульман и вайшнавов. Все в том зале были исполнены такой любви друг к другу из-за их любви к Кувере. Одна женщина говорила: “Я была проституткой, я родилась в гетто, я не знала другого способа заработать, у меня было плохое общение, все ненавидели меня, но Кувера был благодарен мне за что-то внутри меня, о чем я даже не подозревала, и благодаря ему я оставила проституцию, я предалась Богу, и сейчас я порядочная преданная жена, воспитываю нескольких детей, все это благодаря Кувере.” Он не судил ее и был добр к ней, и она стала очень праведной женщиной. Поднимались молодые люди, которые говорили, что они были преступниками, но Кувера, просто благодаря своей доброте вдохновил их оставить это, и они стали духовно мыслящими, благочестивыми людьми. А преданные, видя такой пример, осознали, к какому стандарту они должны стремиться, что значит бхакти на самом деле. Его богатство – благодарность, у него было очень благодарное сердце, поэтому он мог быть счастливым в любой ситуации, и он мог давать счастье, давать мудрость, давать бхакти всем и каждому, даже несмотря на то, что мог с трудом говорить, ходить и двигать мышцами тела. Но он давал чистое преданное служение, потому что был благодарен, потому что видел это качество у своего гуру, он следовал его примеру и жил этим. Если мы подумаем о нем, и сравним со своим положением, найдем ли мы на что жаловаться.
Тринадцатого ноября, позавчера, этот возлюбленный преданный Кувера, его душа оставила этот мир. Я был на программе до полдвенадцатого ночи, и, вернувшись в храм Радха-Гопинатхи, получил сообщение Мадхваачарьи Прабху, я поговорил с ним по телефону – он рассказал мне, как Кувера оставил этот мир. Когда он уходил, его окружали преданные, которые воспевали махамантру, пели с любовью и искренностью молитвы. Но удивительно, сколько людей хотели быть тогда рядом с ним. Там были преданные, поющие киртан, в его рту была вода Ганги, листок Туласи, на голове, махапрасад на его теле, четки в его руке, фотографии Шрилы Прабхупады, Радха-Кришны и Бхакти Тиртхи Махараджа прямо перед ним. Пришли христиане, они молились и читали Библию, пришли мусульмане, они читали Коран, все делали это с любовью. Вы когда-нибудь слышали, чтобы кто-то уходил вот так? Он был простым маленьким человеком, у которого было немного денег, грихастха, который жил в гетто и помогал всем вокруг и давал им сознание Кришны. И все, какой бы любовью к Богу они ни обладали, они таким образом выражали ему свою благодарность. И под воспевание махамантры и других проявлений любви к Богу он оставил эту жизнь.
То, чего не могут достичь Объединенные Нации, или огромнейшие организации мира, затрачивая миллионы долларов, чтобы решить конфликты. Он был афроамериканцем. Там были белые люди, индусы, азиаты, афроамериканцы – он всех собрал вместе, любящих Бога так, как на это способны. Таково могущество одного маленького человека, который не мог ходить. Это один пример благодарности. Прабхупада дал нам такое богатство, сокровище, что даже в темнейшие, самые трудные времена может полностью осветить не только наше сердце, но и весь мир вокруг.
Простота. Шрила Прабхупада объяснял, что вайшнав такой простой, что он счастлив просто от того, что у него есть святое имя, общение с преданными. Даже если преданный живет под деревом, он счастлив – все, что нужно – немного прасада, правильного общения и святое имя. Если преданный живет в прекрасном дворце, не дворец делает его счастливым, может, он использует его в служении Кришне, это очень хорошо. Но счастье приносит немного прасада, общения и святое имя. Однажды развив в себе этот высший вкус, нам больше ничего и не надо. И никто и ничто не могут это отнять у нас. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил, что первая квалификация, чтобы начать настоящую подлинную духовную жизнь, - это простота. Мы можем быть преданными десять лет, двадцать лет, тридцать лет, некоторые даже сорок лет, но имея простую жизнь, мы сможем допустить к себе эту милость, которую получаем. Кувера был простым, благодарным за возможность воспевать святое имя. Он едва ли мог произносить мантру ртом, но он был счастлив за то, что может хотя бы пытаться делать это. Кто-то может недоумевать, сколько же служения он сделал, но он сделал больше служения, чем большинство здоровых людей. Он менял сердца людей своим чувством благодарности, любовь к Кришне, гуру и другим. (2009-11-15)