Когда вы кланяетесь перед Божествами, перед мурти Шрилы Прабхупады, перед вайшнавами, вам следует знать, что это действие - это выражение вашего сердца, это не просто ритуал. На пути бхакти все, что мы делаем, - это выражение нашего сердца, все предназначено для этого. Когда мы предлагаем арати, это не просто махание перед Божествами благовониями или огнем, - этим мы предлагаем свое сердце, это медитация - медитация на то, что мы предлагаем свою любовь при помощи этих предметов для арати. Когда мы танцуем в киртане, это не просто, как сказал бы Шрила Прабхупада, бальные танцы. Конечно, это уже не современно, Прабхупада говорил в те времена, когда люди ходили на бальные танцы. Это не просто танцы. Когда мы танцуем в киртане, каждое движение нашего тела - это выражение нашего энтузиазма служить Господу, удовлетворять Господа. Это проявление преданности - во всем, что бы мы ни делали. Кришна смотрит в наше сердце.
Когда мы кланяемся, сам поклон - это метод, который делает нас способными зафиксировать наш ум на том, что этим действием мы выражаем свое почтение и предлагаем любовь Господу или Его преданным. Само это действие подобно правилу или ритуалу, которые предназначены для того, чтобы напомнить нам, что мы слуги, и что мы должны выражать почтение Господу и великим душам, и всем живым существам. Кришнадас Кавирадж Госвами в Шри Чайтанья-Чаритамрите говорит: "Я склоняюсь перед каждым живым существом, перед всеми преданными - махатмами или неофитами, которые только сегодня присоединились, потому что оценили вкус прасада. Я склоняюсь перед всеми." Таково его сердце.
Когда мы кланяемся, само это действие - полный дандават или поклон на коленях, - подобно упаковке, предназначенной, чтобы помочь нам сконцентрировать свой ум на том, что этим я выражаю почтение, проявляю уважение и любовь. Такова по сути наша медитация, только это очищает нас. В бхакти все - это медитация, здесь нет ничего, что являлось бы просто поверхностным ритуалом. Ачарьи дали нам эти традиции, эти аспекты культуры или этикета, для очень глубоких целей в медитации. А Господь смотрит в сердце. Когда Вибхишана склонился перед Господом Рамачандрой, Господь видел не просто распростертое перед Ним тело, - Он видел сердце, в котором Вибхишана полностью предал Ему свою жизнь. (2011-01-09)