Бхагавад-Гита заключает: Отбрось все религии и предайся Кришне. Шримад Бхагаватам начинает с этого же (ШБ 1.1.2): Полностью отвергая всякую религиозную деятельность, преследующую материальные цели, эта «Бхагавата-пурана» провозглашает высочайшую истину, которую могут постичь только те преданные, чьи сердца совершенно чисты. Высочайшая истина - это реальность, во имя всеобщего блага отличная от иллюзии. Такая истина уничтожает тройственные страдания. Этой прекрасной «Бхагавата-пураны», составленной великим мудрецом Вйасадевой [в пору его духовной зрелости], вполне достаточно для осознания Бога. Зачем же нужны какие-либо другие писания? Как только человек начинает внимательно и смиренно слушать послание «Бхагаватам», это знание сразу же утверждает Верховного Господа в его сердце.
В первых девяти песнях Бхагаватам мы читаем красивые истории чистых преданных Господа, о том, как они пришли к полному преданию Кришне, заняв себя в чистом преданном служении. После этого мы можем вникнуть в десятую песнь, где такая чистая бескорыстная любовь к Кришне кристаллизовалась, достигнув высшей степени интенсивности в према бхакти, что подразумевает проникновение в основные расы духовного мира – шанта расу, дасья расу, сакхья расу, ватсалья расу и мадхурья расу. И в завершении – в конце Шримад Бхагаватам описывает природу супружеской любви девушек Враджа к Господу Шьямасундаре. Все жители Враджа заражены сладостью экстаза супружеской любви. […]
Шримад Бхагаватам на этом завершает свое повествование, и начинает – Шри Чайтанья Чаритамрита. Вершиной супружеской любви гопи Вриндавана, как описывалось в Шримад Бхагаватам, является разлука, переживаемая Шримати Радхарани к Господу Кришне. В описании раса лилы в Шримад Бхагаватам нет ни одного конкретного имени гопи, Шукадева Госвами не упоминает ни одного из имен возлюбленных Кришны – гопи или манджари, потому что является воплощением попугая Вриндавана, который имеет очень близкие взаимоотношения со Шримати Радхарани и Господом Кришной.
Он очень хорошо знал эти любовные чувства Радхи и Кришны, но все это очень сокровенно, и, находясь в обществе великих святых, с Махараджем Парикшитом, он чувствовал, что слышать прекрасное имя Шримати Радхарани подходит не для всех. Также, от его произнесения Шукадеву Госвами могли так переполнить трансцендентные эмоции, что он не смог бы продолжать свое повествование, тем более что время для этого было ограничено, поэтому он специально не делал этого. Он просто пересказал им заключение учения – что Кришна оставил всех гопи, чтобы уединиться с Радхарани, и это есть конечный вывод философии Бхагаватам.
Чайтанья Чаритамрита с этого начинает – как Господь Кришна желает познать природу экстаза любви Радхарани, Он желает познать, что в Нем так привлекает Ее, Он Сам хочет испытать сладкий вкус преданности Радхарани, и поэтому Господь Шри Кришна приходит в супружеском настроении Шри Радхарани, Ее душой и телом, с сердцем Шри Кришны, и это – Чайтанья Махапрабху. Конечно, Кришна – сат чит ананда виграха, нет никакой разницы между Его душой и телом, это та же чистая духовная материя, но в то же время Шри Кришна Чайтанья Радха Кришна нахи анья – Радха и Кришна пришли вместе в одной форме в божественной лиле Шри Чайтаньи Махапрабху. nm 521