Мы должны спрашивать духовного учителя смиренно, не с целью обрести знание, но с желанием служить, не для того, чтобы стать знатоком, а чтобы предаться. Чтобы стать непривязанным и отрешенным. Рагхунатх дас Госвами - олицетворение отречения, и мы должны следовать по его стопам, но если мы, стараясь быть отрешенными, делаем это слишком искусственно, то это, как говорил Шрила Прабхупада, приводит к черствости сердца.
Бхакти означает мягкое сердце, и весь процесс бхакти - сделать наше сердце мягким подобно маслу, тогда Кришна украдет его, и это - совершенство жизни.
Пытаясь стать сознающими Кришну с помощью разного рода тапасьи мы ожесточаем свое сердце, становимся гордыми и равнодушными. Иногда, если отказ от привязанностей или отречение происходит искусственно, человек слишком сосредотачивается на себе. Вместо того, чтобы быть пара дукха дукхи, он становится таким поглощенным в самоистязании (постясь, отказываясь от сна и от всех телесных потребностей), что ни о чем другом и не думает - только о своем теле и о том, как он отречен, а другие - привязаны к наслаждению чувств. Если, думая так о человеке, мы в лицо ему говорим приятные слова, значит сердце наше черство. nm 841